Волки снимают маски: открытая проповедь экуменизма в оптиной пустыни. Из-за "спора о католиках" в оптиной пустыни рпц мп готовится замена наместника
Шокирующая новость облетела вчера интернет: после Божественной Литургии в святая святых Русской Православной Церкви Ставропигиальном монастыре Оптина пустынь, известном всем своей плеядой преподобных старцев, на амвоне прозвучала из ряда вон выходящая проповедь, во время которой иеродиакон Лазарь (Демин), насельник обители, призвал совершать не только общую молитву с «братьями» во время богослужений, но и вместе с ними Причащения Святых Христовых Тайн!
Редакция Religruss.info в буквальном смысле слова ужаснулась, прочитав следующее письмо, опубликованное в СМИ. Представляем, уважаемые читатели, вашему вниманию полный текст этого письма:
Уважаемая редакция!
Приехали к началу Божественной Литургии в Храме Преподобной Марии Египетской. Служба была чудесная, благоговейная тишина и пение братского клироса создавало особое молитвенное, покаянное настроение.
По окончании Литургии, перед началом Св. Причастия, началась проповедь, которую произнес иеродиакон монастыря Лазарь (Демин). Сказав несколько слов по поводу сегодняшнего Евангельского чтения об исцелении гадаринского бесноватого, он затем заявил о том, что Господь наш Иисус Христос ходил не только среди иудеев, но и людей, считавшихся еретиками; Его любовь простиралась на всех.
И тут же горе-проповедник неожиданно заявил о своем отношении к католикам: что католики и православные являются христианами, что мы одной веры, а католическая церковь - наша сестра. Народ стал недоуменно переговариваться. Несколько человек вышли из храма. Некоторые прихожане, стоявшие рядом, предположили, что это читают Послание Патриарха...
Далее о.Лазарь сказал, что причиной разделения Церкви на католиков и православных явилось несправедливое, неканоническое удаление в 691 году с патриаршей кафедры Игнатия и последующее предание его анафеме, а также возведение на патриаршую кафедру православного Патриарха Фотия... (католики поддержали Игнатия).
Много еще было сказано о католиках, но закончил свои заявления о.Лазарь утверждением о необходимости не только совместных молитв с католиками, но и совместных богослужений и Причащения Святых Христовых Тайн, чтобы и их осияла Благодать Божия, пребывающая у православных.
Честно говоря, при этих словах было твердое намерение уйти из Храма и не возвращаться в монастырь, где с амвона проповедуются такое. Было состояние сильнейшего шока. Но проповедь не закончилась на этих заявлениях. Также было сказано, что мусульмане тоже верят в Бога-Отца, но на их языке он называется "Аллах"; к тому же, говорят они на арамейском языке, на котором говорил Христос.
Закончил проповедь гр.Демин призывом следовать за Христом и Апостолами..., общаться со всеми людьми, вне зависимости от их веры. В сильном смущении мы раздумывали о возможности Причастия после такой проповеди. Было удивительно, что из алтаря не вышел никто из отцов, не остановил иеродиакона Лазаря. Правда, после его проповеди был слышен довольно резкий разговор в алтаре. Как нам сказали позже, что несколько недель назад этот же о.Лазарь (Демин) пытался сказать нечто подобное во время своей проповеди, но служащий священник тотчас вышел на амвон и мягко поправил его.
Приведем слова великого старца Оптиной Пустыни Анатолия Потапова: "Вследствие оскудения благочестия, появятся в Церкви ереси и расколы, и не будет тогда, как предсказывали Святые Отцы, на престолах святительских и в монастырях людей опытных, искусных в духовной жизни. От этого ереси будут распространяться всюду и прельстят многих. Враг рода человеческого будет действовать с хитростью, чтобы, если возможно, склонить к ереси и избранных.
Он не станет грубо отвергать догматы Святой Троицы, о Божестве Иисуса Христа, о Богородице, а незаметно станет искажать предание Святых Отцов от Духа Святого - учение Церкви самой. Ухищрение врага и его уставы заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни. Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг, и благочестие будет в пренебрежении. Но Господь не оставит своих рабов без защиты и в неведении. Он сказал: «По плодам их узнавайте их»".
А Преподобный Амвросий Оптинский сказал: "«Рим-ская Церковь... так как не хранит свято Соборных и Апостольских постановлений, а уклонилась в ново-введения и неправые мудрования, то совсем не при-надлежит к Единой, Святой и Апостольской Церк-ви..." «Благоразумно ли было бы искать единения с католиками? Стоит ли удивляться мнимому усердию и мнимому самоотвержению сих деятелей, то есть латинских миссионеров и сестер милосердия? Они стараются не ко Христу обращать и приводить людей, а к своему папе».
Встает вопрос: являются ли слышанные нами заявления официальной точкой зрения монахов Оптиной Пустыни? Если сегодня нам была представлена частная точка зрения о.Лазаря на Священную историю и Священное Писание, то почему мы должны это слушать с амвона монастыря, являющегося несомненным оплотом веры на Руси? Почему никто из отцов монастыря не остановил этого волка в овечьей шкуре, и он целых 25 минут проповедовал ересь в Святом храме? Можно ли приезжать еще на службы в этот монастырь или он уже заражен ересью экуменизма?
Простите, за столь сумбурное письмо, но вера наша не терпит теплохладности, и мы не должны молчать о ее предательстве.
р.Б. Александр, Николай, Елена, Игорь
Напомним, что во время встречи Патриарха Кирилла и папы Франциска в феврале 2016 года глава латинян подарил Предстоятелю РПЦ чашу для причастия и частицу мощей святого Кирилла.
Серия вторая: отзыв профессора МДА А. И. Сидорова
серия третья:
д (14 ноября) была перенаправлена архиепископу Феогносту (председателю синодального отдела по монастырям и монашеству).
Вечером (14 ноября) по этому вопросу о. наместник собирал Духовный собор, на котором были приняты предварительные решения: лишить иерод. Лазаря права ношения монашеских одежд с запретом священнослужения.
Время длительности такого запрета пока не определено, поскольку многое зависит от решения владыки Феогноста. Лишить возможности в дальнейшем говорить проповеди в монастыре о. Лазаря решили единогласно."
https://vk.com/wall-17454662_13854?reply=14525
***
Мои "советы постороннего":
В этой проповеди высказана вполне официальная позиция патриархии. По крайней мере всех последних 50 "никодимовских" лет.
Странно, что профессор МДА А. Сидоров этого не заметил и предложил отправить в психушку всех глав ОВЦС оптом. Даже если они этого заслуживают, критиковать надо авторов и лидеров экуменического богословия, а не диакона.
Сам я от этой проповеди отнюдь не в восторге.
Минет у нашего патриарха нужда в том, чтобы выдавать себя за православного фундаменталиста - и именно такого уровня богословие вновь потоком польется из официоза. См статейки никодимовского спичрайтера Заболотского в ЖМП 70х-80х годов.
о. Лазарь послушно повторяет дурацкий аргумент наших высоких иерарх-экуменистов: мы, мол, при встречах с инославными свидетельствуем им о православии и тем самым стараемся обратить их в
православие. Так было на заре экуменических диалогов - когда в них принимали участие Флоровский, Булгаков, Шмеман... Но митр. Никодим, зачитывавший на этих конференциях не им написанные доклады - кого из западных докторов теологии мог обратить? Что нового о глубинах православного богословия мог сообщить им митр. Ювеналий? Замечен ли в богословских спорах с католиками митр. Иларион?
Автор проповеди говорит, что молиться с инославными надо, ибо лишь ясная мольба об их воссоединении с православием, чтомая над их главами, сможет просветить их сердца. И это тоже нечестное лукавство. Стиль, содержание и психология "экуменических молитв" совсем иные.
Но если автор считает, что инославным необходимо воссоединение с православием - то, значит он все же отнюдь не крайний экуменист.
Также время в проповеди ясно говорится, что ради соединения изменять догматику должны те, кто однажды ее уже менял, то есть - католики. И это вполне православная и даже "ревнительская" позиция.
И в этом противоречие его позиции: если все христиане и так спасутся - то зачем же ломать привычный образ жизни инославных христиан и присоединять их именно к православию? Если вся наша флотилия плывет в верном направлении - зачем посреди моря пересаживать людей из одной вполне целой шлюпки в другую такую же?
Путаются и разные ситуации: одно дело - молитва католика, зашедшего в православный храм; другое дело - сердечно-сокровенная или явная православная молитва православного человека, зашедшего в храм католический и совсем иное - православный, который присоединяется к молитве, написанной и творимой инославными, причем оказавшийся в этой ситуации не случайно и не из-за отсутствия православных храмов, а специально поехавший именно ради этого в далекие края.
Путь перетолкования канонов, избранный проповедником, и нечестен и тупиков. Каноны говорят то, что они говорят. Думать надо не об их утонченных и уточненных переводах, а о том, каково вообще место древних канонов в жизни церкви.
Автор не знает, что в современном католическом богословии (после книги Ф. Дворника) имя патр. Фотия считается знаменем экуменизма и унии, а отнюдь не схизмы: ведь в конце концов Фотий соединился с Римом, не требуя от него отречения от ранее обличаемого им филиокве.
Автор так благоговейно отзывается о вселенском патр. Варфоломее, что забывает, что недавний Критский собор по сути дополнил ряд вселенских соборов множеством соборов позднейших. А на них как раз католики громогласно именовались еретиками.
В целом проповедь считаю неудачной. Это, простите, не назидание паломников, а выпендреж автора. Этакое пусси райот. Провокация, рассчитанная на то, чтобы нарочито эрудированного и свободомыслящего автора заметили и разделились по отношению к нему: кто-то бы разгневался, а кто-то, напротив, взял под защиту и даже пригласил бы из Пустыни на работу в ОВЦС. Иначе не объяснить ее совсем необязательное многотемье. Автор старательно и провокативно дотронулся до почти всех дискуссионных точек современной церковной жизни, включая календарь. Это декларация о себе, тем более выпуклая, что в конце по сути заранее объявляет еретиками своих оппонентов (естественно, забыв только что сказанное о том, что лишь вселенский Собор может кого-то назвать еретиком).
Это не просто проповедь, а поступок. И все же он вполне в стиле современного оптинского монашества. Ведь не меньшая отсебятина про ИНН и прочая там годами цвела и пахла, не вызывая никакой реакции отца наместника. А тут вдруг такая необычно резкая реакция! И монашеские одежды совлекли, и в служении запретили... Наверняка оптинский наместник забыл, что он всего лишь наместник. Успел ли он спросить мнение своего священноархимандрита - патриарха Кирилла, бывшего главы ОВЦС?
Отзыв А. Сидорова считаю неприличным.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сорок святых Севастийских мучеников издревле прославлялись Церковью с великим торжеством. Этот день всегда был одним из величайших праздников. Они приняли страдания за Христа перед самой победой христианства. Тогда Византийская Империя была разделена на несколько частей. Она была настолько огромна, что один император не мог ей управлять. И тогда он принял решение, что будут у него соправители. В вот уже в течение нескольких императоров были, то три то четыре императора в различных частях Империи. И там, где правил император Константин, впоследствии получивший прозвание Великого, уже не было никаких гонений на христиан, и Миланским эдиктом была объявлена свобода христианству. Но император Лициний в другой части империи настолько ненавидел христиан, что он не считался ни с чем. Вот так и бывает, что накануне победы кто-то принимает смерть. Но разве это смерть не победа?
Кто были те воины, которые заявили, что не будут поклоняться идолам? Это были не простые ратники, но прославленные особыми подвигами люди. Они были все из Каппадокии, гористой суровой местности на севере Малой Азии. Во время одного очень серьезного сражения именно их подразделение одно осталось на поле боя против многократно превосходящих врагов тогда, когда все остальные воины бежали. И ими была одержана победа чудом их веры, чудом их стойкости. После этого они стали таким спецназом, говоря современным языком.
Дело в том, что Лициний понял, что уничтожить всех христиан в то время просто было невозможно, их стало слишком много. И, несмотря на то, что он был император, всесильный владыка в подвластной ему части Империи, он не мог просто так начать резать подряд весь свой народ. Язычество уже загибалось. От пышных языческих празднеств в честь Диониса, Артемиды остались лишь частные пирушки. Сами храмы языческих богов приходили в запустение. Есть рассказ, как один из императоров того времени решил обратиться к знаменитому оракулу, который пребывал в Дельфах. Он пришел туда со своей свитой и увидел, что сам храм этого бога Аполлона зарос плющом, потому что уже много лет туда никто не заходил. Стали искать хотя бы одного человека вокруг. Еле-еле нашли одного местного жителя и спрашивают: в чем же дело, что случилось? Он говорит: да уж давно оракул смолк. Тут христиане похоронили одного своего епископа рядом, некоего Вавилу, и с тех пор оракул ничего не говорит.
И Лициний придумал сначала погубить всю элиту христиан, всех высокопоставленных чиновников, всех образованных людей, учителей, знатных воинов, известных граждан, уповая на то, что народ, лишившись своей лучшей части, потянется опять к своим идолам. И расчет, надо сказать, довольно коварный и мудрый. Но что мудрость мира сего пред премудростью Божьей. И Лициний, не хотя того, подарил Церкви сонм прекрасный святых. Именно он замучил и возвел на небо великомученика Федора Стратилата. Перед этим он в своем дворце в Никомедии умертвил 200 своих приближенных, придворных сановников. Потом он принялся за армию. Ему было чрезвычайно жалко убивать своих лучших воинов, которым тем более он был обязан очень важной для него победой, но ненависть ко Христу была гораздо сильнее. И надо понимать, что эти воины прекрасно все осознавали, что пришел их час. Они видели, что происходит вокруг. Часто военных называют профессиональными убийцами. Но Церковь и отцы Церкви никогда не считали лишения жизни на войне грехом убийства. Напротив, подвиги воинов постоянно прославляются, как подвиг самопожертвования, доблести, величайшего благодеяния родине. И в этом скрывается глубинная правда жизни. Но воины, привыкшие постоянно смотреть смерти в глаза, это еще и профессиональные жертвы. На всякий час они стоят перед страшной реальностью расставания с жизнью, поскольку война - вещь суровая. Нет гарантии, что ты останешься жив, даже если ты самый сильный, самый смелый, самый умелый. Воины - это люди, которые совсем иначе смотрят на бытие этого мира. Они не строят планов на будущее. И даже, внимая мимолетным радостям сей жизни, они постоянно помнят, что они подобны ускользающему из наших рук времени. Так должен жить каждый христианин.
И вот эта гвардия царя земного призывается к схватке с самим сатаной. Они поняли, что им предлежит самое главное сражение в их жизни за свою бессмертную душу, за верность Христу, за жизнь после жизни. И это сражение оказалось весьма лютым. Видимо Господь, видя их мужеский дух, позволил дьяволу испытать их крепость, испытать, как Иова, устоит ли он в добродетели. Мы видим, что через этот крайний подвиг открылась их величайшая слава, их неодолимая сила. Мы часто слышим о различных мучениях христиан, которым отрезают то руки, то ноги, распинают на крестах, подвешивают на крюках, варят в смоле или поджаривают на медленном огне. Войти в это страдание чувством сердца просто невозможно, потому что сердце просто не выдержит. И поэтому в нашем сознании стоит такая защитная стенка, которой мы отгораживаемся от невместимого, страшного, от всего того, что за гранью. Но мороз нам всем отчасти знаком. И мы можем в маленькой степени представить, что претерпели эти воины, принявшие за Христа страдания в ледяном Севастийском озере, как выдержали они.
Любой верующий человек имеет опыт брани, опыт противостояния искушениям. И закон духовной жизни таков: сначала человек должен явить свое терпение, свою любовь показать. Часто кажется, что все, уже никаких сил человеческих и не осталось. Но это обман. Это уловка сатаны, который обрушивается в этот самый момент на душу со всей своей мощью. Мы недооцениваем свои силы, мы часто сдаемся прямо перед финишем. Поэтому у нас не вызывает сочувствие, когда мы слышим малодушные крики: все, не могу, сколько можно это терпеть! Мы каким-то внутренним опытом уже знаем, что в этом нет правды. В эти сложные мгновения как раз и испытывается крепость души. Тут требуется только вера и терпение, вера в то, что Господь не оставляет нас наедине с врагом. И поэтому Господь постоянно говорит, напоминает: "в терпении вашем стяжите души ваши " (); "претерпевый же до конца, той спасется " (). А сатана внушает человеку, что это уже конец. И конец терпения он совершенно недостижим для нас.
Но реальность божественной любви в том, что этот конец уже за ближайшим углом. И когда человек сдается, происходит это не потому, что он не видит, что до финиша осталось несколько метров, а из-за того, что у него не хватает крепости веры. Именно в тот момент, когда силы человека кончаются, включается нечто иное. Сам Христос начинает терпеть за нас. Но мы должны передать Ему эстафету своей веры. И тогда человека падающего, но не оставившего своего подвига на лету подхватывает Ангел. Окружающие даже не могут смотреть на те муки, которые он претерпевает, на его страдания, а он обращается к источнику, скрытому от глаз посторонних, этот резервуар милосердия силы Божьей. Он неистощим. Оттуда можно черпать непрестанно. Нельзя сказать, что человек всего себя превративший в упование, совершенно не ощущает боли. Нет. Но скорее боль становится нереальной, становится как бы присутствующей вне его. Но конечно объяснить это тем, кто это не испытал, очень сложно. И опять мы удивляемся и спрашиваем, как же они выдержали. Одно терпение, но хватает ли воли человеческой, хватает ли вот этой силы, этого мужества.
Но есть еще одно. Мы слышим из их жития, что они пели псалмы, знали их наизусть и пели, стоя в этой стылой воде всю ночь напролет. Это воодушевляло их. А человек воодушевленный может очень многое. Он один может выступить против десяти и одолеть их, и прогнать. Он может выступить даже против бесплотных духов и победить их силой слова, силой своего воодушевленного духа. Как славен сей подвиг! Как прекрасны эти мужественные души! Ни лютый холод, ни стужа не смогли охладить жар их сердец. Они имели возможность избавиться от страданий. Тут же на берегу была растоплена баня. Каждый из них мог прибегнуть к этому спасению. И мы знаем, что один из воинов не выдержал. Можем ли мы осуждать его за это? Принять смерть не легко, даже если эта смерть за Христа, смерть со Христом. Он избрал жизнь без Христа. А это видел один из стражников, который охранял этих мучеников. И ему было открыто, что там, где стоят эти страдальцы, там жизнь и слава, там то тепло, которое невозможно обрести нигде и никогда. Там Сам Господь. И видя драгоценные венцы, которые сходят на воинов с неба, он растолкал своих спящих товарищей и, закричав: «я христианин», присоединился к мученикам, чтобы разделить вместе с ними страдания земные и небесную славу.
Наша жизнь в церкви - это череда маленьких выборов добра вместо зла, Христа вместо спокойствия и сытости. Но рано или поздно мы оказываемся перед самым главным выбором - пожертвовать Христом ради своего благополучия, ради жизни во всем ее соблазнительном разнообразии либо пожертвовать ради Христа всем. И никто не может обойти этот момент определения. Рано или поздно наша душа станет между этим студеным озером и жарко натопленной баней. И можно в течение всей жизни быть как будто со Христом и в церкви, а в последний час отречься от Его благости, от Его красоты, от Его мира. Напротив, те, кто был среди людей, которые к церкви казалось бы равнодушны, и даже был среди ее гонителей, внезапно вдруг оказывались исповедниками веры. Как происходит избрание Господа? Это тайна. Она не постижима. Один Господь, который ведает глубины сердца человеческого, Он знает, кто устоит в час испытаний, а кто отречется от веры. И тут совершенно не важно, как мы слышали в сегодняшнем Евангелии, поработала ли эта душа Богу от первого часа или она призвана уже под конец и ничего толком еще не успела сделать. Если эту душу призывает Господь, Он Сам знает, кого Он хочет видеть в Своем Царстве.
Сорок мучеников освящают своим подвигом всю святую Четыредесятницу. Сорок мучеников на каждый день. Последуем же и мы за ними, за теми, кто целует смерть со Христом и готов отречься и оплевать всякую жизнь, в которой нет Христа, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.
Игумен Филипп (Перцев)
Официальные разъяснения по поводу проповеди, сказанной на средней воскресной Литургии 13 ноября 2016 г.
Идеи, изложенные в проповеди иеродиакона Лазаря, являются его частным мнением. Никто его на высказывание подобных идей не уполномочивал и не благословлял.
Братия монастыря (особенно старшая братия) этой проповедью возмущена.
С о. Лазарем ведутся беседы с целью уточнения всех обстоятельств и вразумления заблуждающегося собрата
.
Оптина Пустынь
"Распечатка проповеди иерод. Лазаря еще в обед (14 ноября) была перенаправлена архиепископу Феогносту (председателю синодального отдела по монастырям и монашеству).
Вечером (14 ноября) по этому вопросу о. наместник собирал Духовный собор, на котором были приняты предварительные решения: лишить иерод. Лазаря права ношения монашеских одежд с запретом священнослужения. Время длительности такого запрета пока не определено, поскольку многое зависит от решения владыки Феогноста. Лишить возможности в дальнейшем говорить проповеди в монастыре о. Лазаря решили единогласно."
ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ:
иерод. Лазарь не смирился с самоуправством наместника Оптиной архим. Венедикта и отправился (вполне логично) к архиеп. Феогносту. Тот поддержал Лазаря. Тогда Венедикт подал прошение об оставлении должности наместника. Теперь в Оптиной собирают (собрали?) подписи под обращением к Патриарху в защиту Венедикта.
"Да они на владыку Феогноста наехали, братия монастыря на него Святейшему нажаловалась. Наместник, оказывается обижен тем, что владыка Феогност попытался вмешаться, и защитить о. Лазаря, и из за этого решил громко хлопнуть дверью.
Ниже в ролике этот безумный оптинский наезд на владыку, и свинья патриарху."