Во сколько начало воскресной службы в церкви. Сколько идет служба в церкви и от чего зависит её продолжительность
9.1. Что такое богослужение? Богослужение Православной Церкви – это служение Богу чтениями молитвословий, песнопениями, проповедями и священнодействиями, совершаемыми по Уставу Церкви. 9.2. Для чего совершаются богослужения? Богослужение как внешняя сторона религии служит средством выражения христианами религиозной внутренней веры и благоговейных чувств к Богу, средством таинственного общения с Богом. 9.3. Какова цель богослужения? Цель установленного Православной Церковью богослужения заключается в том, чтобы дать христианам наилучший способ выражения обращаемых к Господу прошений, благодарений и славословий; научить и воспитать верующих в истинах Православной веры и правилах христианского благочестия; вводить верующих в таинственное общение с Господом и сообщать им благодатные дары Святого Духа.
9.4. Что означают православные богослужения по названиям?
(общее дело, общественная служба) – это главное богослужение, во время которого происходит Причащение (Причастие) верующих. Остальные восемь служб являются подготовительными молениями к Литургии.
Вечерня – служба, совершаемая в конце дня, вечером.
Повечерие – служба после вечери (ужина).
Полунощница – служба, предназначенная для совершения в полночь.
Утреня – служба, совершаемая утром, перед восходом солнца.
Службы часов – воспоминание событий (по часам) Страстной Пятницы (страданий и смерти Спасителя), Его Воскресения и Сошествия Святого Духа на апостолов.
Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, которая называется всенощным бдением, потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» означает «бодрствование». Всенощное бдение состоит из вечерни, утрени и первого часа. В современных храмах всенощное бдение чаще всего совершается вечером накануне воскресных и праздничных дней
9.5. Какие богослужения совершаются в Церкви ежедневно?
– Во имя Пресвятой Троицы Православная Церковь ежедневно совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. В свою очередь, каждое из этих трех богослужений слагается из трех частей:
Вечернее богослужение – из девятого часа, вечерни, повечерия.
Утреннее – из полунощницы, утрени, первого часа.
Дневное – из третьего часа, шестого часа, Божественной Литургии .
Таким образом, из вечернего, утреннего и дневного церковных богослужений образуются девять служб.
По немощи современных христиан такие уставные богослужения совершаются только в некоторых монастырях (например, в Спасо-Преображенском Валаамском мужском монастыре). В большинстве приходских храмов богослужения совершаются только утром и вечером с некоторыми сокращениями.
9.6. Что изображается в Литургии?
– В Литургии под внешними обрядами изображается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа: Его рождение, учение, дела, страдания, смерть, погребение, Воскресение и Вознесение на небо.
9.7. Что называется обедней?
– В народе Литургия называется обедней. Название «обедня» произошло от обычая древних христиан после окончания Литургии употреблять остатки принесенных хлебов и вина за общей трапезой (или общественным обедом), который проходил в одной из частей храма.
9.8. Что называется обедницей?
– Последование изобразительных (обедница) – так называется краткая служба, которая совершается вместо Литургии, когда Литургию служить не положено (например, в Великий пост) или когда ее невозможно служить (нет священника, антиминса, просфор). Обедница служит некоторым изображением или подобием Литургии, по составу подобна Литургии оглашенных и ее основные части соответствуют частям Литургии, за исключением совершения Таинств. Причащения во время обедницы не бывает.
9.9. Откуда можно узнать о расписании богослужений в храме?
– Расписание богослужений обычно вывешивается на дверях храма.
9.10. Почему не на каждой службе бывает каждение храма?
– Каждение храма и молящихся бывает на каждом богослужении. Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона.
9.11. Для чего бывает каждение в храме?
– Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с молитвами верующих. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями.
9.12. Почему священники служат в облачениях разного цвета?
– Группам усвоен определенный цвет облачений священнослужителей. Каждый из семи цветов богослужебных облачений соответствуют духовному значению того события, в честь которого совершается богослужение. Разработанных догматических установлений в этой области не существует, но в Церкви есть неписанная традиция, усваивающая различным цветам, употребляемым в богослужении, определенную символику.
9.13. Что обозначают различные цвета священнических облачений?
В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, а также в дни памяти Его особых помазанников (пророков, апостолов и святителей) цвет облачения царский – золотой .
В золотых одеждах служат по воскресным дням – дням Господа, Царя Славы.
В праздники в честь Пресвятой Богородицы и ангельских сил, а также в дни памяти святых дев и девственников цвет облачения голубой или белый, символизирующий особую чистоту и непорочность.
Фиолетовый цвет принят в праздники Креста Господня. В нем соединены красный (символизирующий цвет крови Христовой и Воскресения) и синий, напоминающий, что Крест открыл дорогу в небо.
Темно-красный цвет – цвет крови. В красных облачениях проходят службы в честь святых мучеников, проливших кровь за веру Христову.
В зеленых облачениях празднуется день Святой Троицы, день Святого Духа и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение), так как зеленый цвет – символ жизни. В зеленых облачениях совершаются также богослужения в честь преподобных: монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом, обновляет всю его природу и ведет к вечной жизни.
В черных облачениях обычно служат в будние дни . Черный цвет – символ отречения от мирской суеты, плача и покаяния.
Белый цвет как символ Божественного нетварного света принят в праздники Рождества Христова, Богоявления (Крещения), Вознесения и Преображения Господня. В белых облачениях начинается и Пасхальная утреня – в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Белые ризы полагаются также для совершения Крещений и погребений.
От Пасхи до праздника Вознесения все богослужения совершаются в красных облачениях, символизирующих неизреченную пламенную любовь Божию к роду человеческому, победу Воскресшего Господа Иисуса Христа.
9.14. Что означают подсвечники с двумя или тремя свечами?
– Это дикирий и трикирий. Дикирий – подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе: Божественное и человеческое. Трикирий – подсвечник с тремя свечами, знаменующими веру в Пресвятую Троицу.
9.15. Почему в центре храма на аналое вместо иконы иногда лежит украшенный цветами Крест?
– Так бывает на Крестопоклонной неделе Великого поста. Крест выносится и полагается на аналое в центре храма, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господа воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.
В праздники Воздвижения Креста Господня и Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня в центр храма также выносится Крест.
9.16. Почему диакон стоит спиной к молящимся в храме?
– Он стоит лицом к алтарю, в котором находится Престол Божий и невидимо присутствует Сам Господь. Диакон как бы возглавляет молящихся и от их имени произносит молитвенные прошения к Богу.
9.17. Кто такие оглашенные, которых призывают выйти из храма во время богослужения?
– Это люди некрещеные, но которые готовятся принять Таинство Святого Крещения. Они не могут участвовать в церковных Таинствах, поэтому перед началом самого главного церковного Таинства – Причащения – их призывают выйти из храма.
9.18. С какого числа начинается масленица?
– Масленица – это последняя неделя перед началом Великого Поста. Заканчивается она Прощеным Воскресеньем.
9.19. До какого времени читают молитву Ефрема Сирина?
– Молитву Ефрема Сирина читают до среды Страстной Седмицы.
9.20. Когда уносят Плащаницу?
– Плащаницу уносят в алтарь перед началом Пасхальной службы в субботу вечером.
9.21. Когда можно приложиться к Плащанице?
– К Плащанице можно приложиться с середины дня Страстной Пятницы и до начала Пасхальной службы.
9.22. Бывает ли Причащение в Страстную Пятницу?
– Нет. Так как Литургия в Страстную Пятницу не служится, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.
9.23. Бывает ли Причащение в Великую Субботу, на Пасху?
– В Великую Субботу и на Пасху служится Литургия, следовательно, бывает и Причащение верующих.
9.24. До какого часа длится Пасхальная служба?
– В разных храмах время окончания Пасхальной службы разное, но чаще всего это происходит от 3 до 6 часов утра.
9.25. Почему не на Пасхальной седмице во время Литургии всю службу бывают открыты Царские врата?
– Некоторые священники награждаются правом служить Литургию с открытыми Царскими вратами.
9.26. В какие дни бывает Литургия Василия Великого?
– Литургия Василия Великого совершается только 10 раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня (или в дни этих праздников, если они приходятся на воскресенье или понедельник), 1/14 января – в день памяти святителя Василия Великого, в пять воскресных дней Великого поста (Вербное воскресенье исключается), в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы. Литургия Василия Великого от Литургии Иоанна Златоуста отличается некоторыми молитвами, большей их продолжительностью и более протяжным пением хора, поэтому и служится она немного дольше.
9.27. Почему не переводят богослужение на русский язык, чтобы сделать его более понятным?
– Славянский язык – это благодатный одухотворенный язык, который святые церковные люди Кирилл и Мефодий создали специально для богослужения. Люди отвыкли от церковнославянского языка, а некоторые просто не хотят его понимать. Но если в Церковь регулярно ходить, а не заходить изредка, то благодать Божия коснется сердца, и станут понятными все слова этого чистого духоносного языка. Церковнославянский язык за счет своей образности, точности в выражении мысли, художественной яркости и красоты гораздо более пригоден для общения с Богом, чем современный искалеченный разговорный русский язык.
Но главная причина непонятности заключается все же не в церковнославянском языке, он очень близок к русскому – чтобы полноценно его воспринимать, нужно выучить лишь несколько десятков слов. Дело в том, что даже если бы перевели все богослужение на русский язык, люди все равно ничего в нем не поняли. То, что люди не воспринимают богослужение, является языковой проблемой в самой меньшей степени; на первом месте – незнание Библии. Большинство песнопений – это высокопоэтическое переложение библейских сюжетов; без знания источника понять их невозможно, на каком бы языке они ни пелись. Поэтому кто хочет понимать Православное богослужение, тому надлежит, прежде всего, начать с чтения и изучения Священного Писания, а оно вполне доступно на русском языке.
9.28. Почему во время богослужения в храме иногда гасят свет и свечи?
– На утрени во время чтения шестопсалмия в храмах погашаются свечи, исключая немногих. Шестопсалмие – плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю. Отсутствие освещения, с одной стороны, помогает размышлению о читаемом, с другой – напоминает о мрачности греховного состояния, изображаемого псалмами, и о том, что грешнику не к лицу внешняя светлость. Обставляя так это чтение, Церковь хочет расположить верующих к самоуглублению, чтоб, вошедши в себя, вступили в собеседование с милостивым Господом, не хотящим смерти грешника (Иез.33:11), о самонужнейшем деле – спасении души через введение ее в должные к Нему, Спасителю, отношения, нарушенные грехом. Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его. Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом.
9.29. Какие псалмы входят в шестопсалмие и почему именно эти?
– Первая часть утрени открывается системой псалмов, известной под именем шестопсалмия. В состав шестопсалмия входят: псалом 3 «Господи, что ся умножиша», псалом 37 «Господи да не яростию», псалом 62 «Боже, Боже мой, к Тебе утренюю», псалом 87 «Господи Боже спасения моего», псалом 102 «Благослови душе моя Господа», псалом 142 «Господи, услыши молитву мою». Псалмы выбраны, должно быть, не без намерения из разных мест Псалтири равномерно; этим они представляют ее всю. Псалмы выбраны однородного содержания и тона, господствующего в Псалтири; именно, все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую от увеличения преследований и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (псалом 102). Все эти псалмы надписаны именем Давида, исключая 87, который – «сынов Кореевых», и воспеты им, конечно, во время преследования со стороны Саула (может быть псалом 62) или Авессалома (псалмы 3; 142), отображая в себе духовный рост певца в этих бедствиях. Из множества псалмов подобного содержания выбраны сюда именно эти и потому, что они некоторыми местами своими имеют в виду ночь и утро (пс.3:6: «Аз уснух и спах, востах»; пс.37:7: «весь день сетуя хождах», ст.14: «льстивным весь день поучахуся»; пс.62:1: «к Тебе утренюю», ст.7: «поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя»; пс.87:2: «во дни воззвах и в нощи пред Тобою», ст.10: «весь день воздех к Тебе руце мои», ст.13, 14: «еда познана будут во тме чудеса Твоя…и аз к Тебе, Господи, воззвах и утро молитва моя предварит Тя»; пс.102:15: «дние его яко цвет сельный»; пс.142:8: «слышану сотвори мне заутра милость Твою»). Покаянные псалмы чередуются с благодарственными.
Шестопсалмие слушать в mp3 формате
9.30. Что такое «полиелей»?
– Полиелеем называется самая торжественная часть утрени – богослужения, которое совершается утром или вечером; полиелей служится только на праздничных утренях. Это определяется богослужебным уставом. Накануне воскресного дня или праздника утреня входит в состав всенощного бдения и служится вечером.
Полиелей начинается после чтения кафизм (Псалтири) с пения хвалебных стихов из псалмов: 134 – «Хвалите имя Господне» и 135 – «Исповедайтеся Господеви» и оканчивается чтением Евангелия. В древности, когда вслед за кафизмами звучали первые слова этого гимна «Хвалите имя Господне», в храме зажигались многочисленные светильники (елейные лампады). Поэтому эта часть всенощного бдения называется «многоелейной» или, по-гречески, – полиелеем («поли» –много, «елей» – масло). Отверзаются Царские врата, и священник в предшествии диакона, держащего возжженную свечу, кадит престол и весь алтарь, иконостас, хор, молящихся и весь храм. Распахнутые Царские врата символизируют отверстый Гроб Господень, откуда воссияло царство вечной жизни. После чтения Евангелия все присутствующие на богослужении подходят к иконе праздника и прикладываются к ней. В память братской трапезы древних христиан, которая сопровождалась помазанием благовонным маслом, священник начертывает знак креста на лбу каждого подходящего к иконе. Этот обычай называют помазанием. Помазание елеем служит внешним знамением участия в благодати и духовной радости праздника, сопричастности Церкви. Помазание освященным маслом на полиелее Таинством не является, это обряд, который лишь символизирует собой призывание милости и благословения Божия.
9.31. Что такое «лития»?
– Лития в переводе с греческого означает – усердное моление. Нынешний устав знает четыре вида литии, которые по степени торжественности можно расположить в таком порядке: а) «лития вне монастыря», положенная на некоторые двунадесятые праздники и в Светлую седмицу пред Литургией; б) лития на великой вечерне, соединяемой с бдением; в) лития по окончании праздничной и воскресной утрени; г) лития за упокой после будничной вечерни и утрени. По содержанию молитвословий и чину эти виды литии очень различны между собою, но общим у них является исхождение из храма. Исхождение это в первом виде (из перечисленных) литии бывает полное, а в остальных – неполное. Но там и здесь совершается оно, чтобы выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение – удалением из храма – нашего недостоинства молиться в нем: мы молимся, стоя пред вратами святого храма, как бы пред вратами небесными, подобно Адаму, мытарю, блудному сыну. Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв. Наконец, в литии Церковь исходит из своей облагодатствованной среды во внешний мир или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв.
9.32. Что такое Крестный ход и когда он бывает?
– Крестным ходом называется торжественное шествие священнослужителей и верующих мирян с иконами, хоругвями и другими святынями. Крестные ходы совершаются в ежегодные, установленные для них особые дни: на Светлое Христово Воскресение – Пасхальный Крестный ход; в праздник Богоявления для великого освящения воды в память Крещения Господа Иисуса Христа в водах Иордана, а также в честь святынь и великих церковных или государственных событий. Существуют также чрезвычайные Крестные ходы, устанавливаемые Церковью по особо важным случаям.
9.33. От чего произошли Крестные ходы?
– Так же, как святые иконы, Крестные ходы получили свое начало из Ветхого Завета. Древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием. Повествования об этом изложены в священных книгах Ветхого Завета: Исход, Числа, книги Царств, Псалтирь и других.
Первыми прообразами Крестных ходов были: путешествие сынов Израилевых из Египта в землю обетованную; шествие всего Израиля вслед ковчега Божия, от которого произошло чудесное разделение реки Иордана (Нав.3:14-17); торжественное семикратное обхождение с ковчегом вокруг стен Иерихонских, при котором совершилось чудесное падение неприступных стен Иерихона от гласа священных труб и возглашений всего народа (Нав.6:5-19); а также торжественные всенародные перенесения ковчега Господня царями Давидом и Соломоном (2 Цар.6:1-18; 3 Цар.8:1-21).
9.34. Что означает Пасхальный Крестный ход?
– С особенной торжественностью празднуется Светлое Воскресение Христово. Начинается Пасхальное богослужение еще в Великую Субботу, поздно вечером. На утрени, после полунощницы совершается Пасхальный Крестный ход – молящиеся во главе с духовенством выходят из храма, чтобы совершить торжественное шествие вокруг храма. Подобно женам мироносицам, встретившим воскресшего Христа Спасителя вне Иерусалима, христиане встречают весть о наступлении Светлого Христова Воскресения вне стен храма – они как бы шествуют навстречу воскресшему Спасителю.
Пасхальный Крестный ход идет со свечами, хоругвями, кадильницами и иконой Воскресения Христова под непрерывный трезвон в колокола. Прежде чем войти в храм, торжественное Пасхальное шествие останавливается при дверях и входит в храм лишь только после трижды прозвучавшей ликующей вести: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» Крестный ход входит в храм, подобно тому, как жены мироносицы пришли в Иерусалим с радостной вестью ученикам Христовым о воскресшем Господе.
9.35. Сколько раз бывает Пасхальный Крестный ход?
– Первый Пасхальный Крестный ход бывает в Пасхальную ночь. Затем в течение недели (Светлой седмицы) ежедневно после окончания Литургии совершается Пасхальный Крестный ход, а до праздника Вознесения Господня такие же Крестные ходы совершаются каждое воскресенье.
9.36. Что означает Крестный ход с Плащаницей на Страстной седмице?
– Этот скорбный и плачевный Крестный ход совершается в воспоминание погребения Иисуса Христа, когда тайные ученики Его Иосиф с Никодимом, в сопровождении Матери Божией и жен мироносиц, несли на руках умершего на кресте Иисуса Христа. Они шли от горы Голгофы до виноградника Иосифа, где была погребальная пещера, в которую, по обычаю иудейскому, положили тело Христово. В воспоминание этого священного события – погребения Иисуса Христа – и совершается Крестный ход с Плащаницей, которая представляет тело умершего Иисуса Христа, как оно было снято с креста и положено во гроб.
Апостол говорит верующим: «Помните мои узы» (Кол.4:18). Если апостол заповедует христианам помнить его страдания в узах, то насколько сильнее должно вспоминать страдания Христовы. Во время страданий и крестной смерти Господа Иисуса Христа современные христиане не жили и не разделяли тогда скорби с апостолами, потому в дни Страстной седмицы вспоминают их скорби и сетование об Искупителе.
Всякий, именуемый христианином, отмечающий скорбные минуты страданий и смерти Спасителя, не может не быть участником и небесной радости Воскресения Его, ибо по словам апостола: «Сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8:17).
9.37. По каким чрезвычайным случаям совершаются Крестные ходы?
– Чрезвычайные Крестные ходы совершаются с разрешения епархиальных церковных властей по случаям особенно жизненно важным для прихода, епархии или всего народа православного – при нашествии иноплеменников, при нападении губительной болезни, при голоде, засухе или иных бедствиях.
9.38. Что обозначают хоругви, с которыми совершаются Крестные ходы?
– Первый прообраз хоругвей был после всемирного потопа. Бог, явившись к Ною во время его жертвоприношения, явил радугу в облаках и назвал ее «знамением вечного завета» между Богом и людьми (Быт.9:13-16). Как радуга в небе напоминает людям о завете Божием, так и на хоругвях изображение Спасителя служит всегдашним напоминанием об избавлении рода человеческого на Страшном суде от духовного огненного потопа.
Второй прообраз хоругвей был при выходе Израиля из Египта во время перехода через Чермное море. Явился тогда Господь в столпе облачном и все воинство фараона покрыл тьмой от этого облака, и погубил в море, Израиль же спас. Так и на хоругвях образ Спасителя виден как облак, явившийся с небес для поражения врага – духовного фараона – диавола со всем воинством его. Господь всегда побеждает и прогоняет силу вражию.
Третий прообраз хоругвей было то же облако, покрывавшее скинию и осенявшее Израиль во время путешествия в обетованную землю. Весь Израиль взирал на священный облачный покров и духовными очами разумел в нем присутствие Самого Бога.
Еще один прообраз хоругвей – это медный змий, который был воздвигнут Моисеем по повелению Божию в пустыне. При воззрении на него иудеи получали исцеление от Бога, так как медный змий прообразовал Крест Христов (Ин.3:14,15). Так и неся во время Крестного хода хоругви, верующие возводят телесные очи к образам Спасителя, Богородицы и святых; духовными же очами восходят к Первообразам их, сущим на небесах и получают духовное и телесное исцеление от греховного угрызения духовных змиев – бесов, искушающих всех людей.
Практическое руководство по приходскому консультированию. Санкт-Петербург 2009 год.
Особенность Божественной литургии в том, что именно во время этой службы совершается Святое таинство Евхаристии (причащения). В этом таинстве заключается сущность христианства – восстановление единства человека с Богом.
Литургия состоит из трех частей – Проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных.
Проскомидия
Священник и диакон перед закрытыми царскими вратами читают молитвы, называемые «входными», затем входят в алтарь и надевают священное облачение.
Священник совершает над пятью особыми хлебами – – действия, символизирующие жертвоприношение. Именно в это время совершается Пресуществление – вино и хлеб становятся Святыми Дарами, кровью и плотью Христовой.
Завершая Проскомидию, священник благословляет кадило и просит Бога благословить Святые Дары – хлеб и вино. Все это время алтарь остается закрытым, а чтец на клиросе читает Часослов.
Литургия оглашенных
Оглашенным называется человек, проходящий оглашение – подготовку к Таинству крещения, в ходе которой он обучается основам христианской веры. В настоящее время людей чаще всего крестят в младенчестве, поэтому вопрос об оглашении не ставится, но название второй части литургии сохранилось. На этой части литургии разрешается присутствовать всем – и крещеным, и некрещеным.
Литургия Преждеосвященных Даров (ЛПД)
Церковная традиция приписывает эту литургию авторству святого Григория Великого (Двоеслова) папы Римского, жившего в 540 - 604 годах. Однако авторство может оспариваться.
Эта литургия отличается от остальных тем, что на ней используют уже освященные ранее на литургии Василия Великого или Иоанна Златоуста дары. Литургия служится только в Великий пост. В частности, в среду и поста, некоторые праздники (если они не приходятся на субботу или воскресенье поста), в четверг 5-ой седмицы поста, а также в первые три дня Страстной седмицы.
По сути, ЛПД является вечерней, к которой присоединяется определенное чинопоследование верующих людей. за здравие и упокой людей.
Литургия оглашенных
Литургия начинается возгласом священника «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». После этого произносится ектенья с определенными прошениями и поются хором антифоны изобразительные (102, 145 псалмы, заповеди блаженств - по и праздникам), праздничные (три кратких антифона, посвященных двунадесятому празднику) или вседневные (три антифона, исполняемые в будние дни). На литургии оглашенных читаются отрывки из Апостола и Евангелия, поминаются записки о и . На этой части литургии могут присутствовать (то есть те, кто не просвещен светом христианской веры). В древней Церкви после завершения литургии оглашенных, некрещенные выходили из храма. В настоящее время такой практики не наблюдается. Литургия оглашенных заканчивается словами ектеньи о том, чтобы оглашенные вышли из храма, далее упоминаются верные (крещенные люди).
Литургия верных
Главная часть литургии. На ней совершается перенос святых даров (пока еще хлеба и вина) с жертвенника на престол при пении хором Херувимской песни. Главными частями этой части литургии служат Символ веры и канон, на котором совершается таинство евхаристии. Канон обычно называется «Милость мира». Первыми подготовительными словами к евхаристическому канону являются: «Милость мира, жертву хваления». Это возвещение о том, что в храме начинает приноситься безкровная жертва. Евхаристический канон самая важная часть всей литургии. На литургии верных также поется песнопение Богородице «Достойно есть» и «Отче наш». В конце литургии верующие причащаются святых Христовых таин.
Богослужения - это неотъемлемая часть церковной жизни. Православные храмы воздвигаются ради них.
Службы, которые идут в Церкви, это не просто религиозное действо и ритуал, а сама духовная жизнь: в особенности Таинство Литургии. Богослужения разнообразны, но при всем разнообразии подчиняются довольно четкой системе.
Какие службы идут в Церкви? Рассказываем самое главное, что нужно знать.
Богослужение в Трехсвятительном храме в Париже. Фото: patriarchia.ru
Богослужения в Церкви
Богослужебная жизнь Церкви состоит из трех циклов:
- Годичный круг: где центральный Праздник - это Пасха.
- Недельный круг: где главный день - это воскресенье
- И суточный круг: в котором центральная служба - это Литургия.
Собственно, самое важное, что и нужно знать о службах - это то, что при всем их разнообразии, главная - это Литургия. Именно ради нее существует весь суточный круг, и все службы, которые проходят в храме, являются «подготовительными» к ней. («Подготовительными» не имеется ввиду второстепенными, а значит, что они готовят христианина к главному, что может быть в его духовной жизни - Причастию.)
Внешне богослужения отличаются друг от друга более или менее торжественным видом. Например, в Литургии принимает участие весь священнический чин, который есть в храме или монастыре, а также хор. А в служении «часов» (по сути, чтения молитв и определенных псалмов) - только чтец и священник, который в этот момент скрыт в алтаре.
Какие службы идут в Церкви
Суточный круг богослужений в Православной Церкви состоит из девяти служб. Сейчас они условно разделяются на вечерние и утренние (проходят в храмах утром или вечером, соединяясь как бы в единое вечернее или утреннее богослужение), но изначально, - когда-то, - были равномерно распределены по целому дню и ночи.
При этом, началом суток по Церковной традиции считается 6 часов вечера. Именно поэтому тем, кто готовится к Причастию, нужно присутствовать и на вечерних богослужениях накануне - чтобы все церковные сутки были освещены предстоящим Таинством.
Таинство Литургии и причастие — центр всего богослужебного круга в Церкви. Фото: patriarchia.ru
На сегодняшний день богослужебный цикл приобрел следующую форму. (В полном своем виде он проходит, как правило, только в монастырских храмах.)
Богослужения вечером:
- 9-й час
- Вечерня
- Повечерие
- Утреня
- (накануне Великих праздников или в субботу вечером вечерние службы объединяются во Всенощное бдение)
- 1-й час
Богослужения утром:
- Полунощница
- 3-й и 6-й часы
- Литургия
В «приходских» храмах круг сокращается, как правило, до следующих служб:
Вечером:
Вечерня, Утреня
Утром:
Часы и Божественная Литургия
В идеале Литургия в любом храме должна проходить каждый день - поскольку богослужение это не ритуал, а Дыхание храма. Однако в приходах, где только один священник или не очень много прихожан, службы проходят реже. Как минимум: по воскресениям и .
Какие бывают требы в Церкви
Требы - такая же неотъемлемая часть церковной жизни. Это богослужения, которые не имеют четкого расписания и служатся по нужде. В частности:
- Молебен. Соборные молитвы по самым разным поводам в самое разное время (и не только в храме). Например, молебен перед важным событием, или о воинах, или о мире, или о дожде в случае безжалостной засухи. В некоторых храмах молебны проходят регулярно в определенные дни.
- Крещение.
- Отпевание умершего.
- Панихида: молитва за когда-либо усопших.
Этот и другие посты читайте в нашей группе во
Литургия и Причастие в чем разница?
Литургия — это название церковной , а причастие это приём (с должной подготовкой) святых даров. Причастие, это как новая свежая рубашка — на грязное тело одевать нельзя. Причастие дается как награда за и усиленное чтение молитв.
1.Как подготовиться к службе в церкви в воскресенье (к Литургии)правильно, если хотите причаститься?
Если вы решили посетить храм в воскресенье «по полной», то следует заранее подготовится. Воскресная утренняя «самая сильная» служба в церкви называется Литургия (когда причащаются, то есть священник даёт «кровь и тело христово » =кусочек хлеба в вине). Можно много говорить о пользе причастия, но тут мы поговорим о том, как к нему приготовиться:
-Готовиться нужно за пару дней.
— Надо попоститься хотя бы пятницу и субботу: не есть животной пищи, не грешить: не выпивать спиртного, не совершать «супружескую близость», стараться не материться, не обижать и не обижаться.
— в субботу прочитать на ночь 3 канона (займет времени около 40 минут) (канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу-Хранителю) + ещё минут 35 «Последование ко Святому Причащению.»
— вечером надо также прочитать молитвы на сон грядущий (около 20 минут)
— после полуночи не есть, не пить и не курить, то есть лечь спать до 00-00.
2.Когда приходить в церковь перед утренней воскресной службой (Литургией)? Когда начало воскресной службы утром?
В церковь приходим примерно в 7-20 (но лучше смотрите расписание).
До этого времени надо:
— быть строго натощак в т.ч. не курить. Можно только почистить зубы, и то стараться ничего не глотать.
– прочитать утреннее правило (мин 15-20)
В самой церкви? когда идет Литургия и Причастие:
— пишем записки
за здравие и за упокой (можно простые)
— подходим и целуем центральную икону.
— ставим свечки
кому хотим (я обычно ставлю 3 свечки: на главный подсвечник,святому на желанию и за упокой).
Во время самой службы свечки ставить не надо, так как это отвлекает всех.
— занимаем очередь на исповедь. Она начинается обычно в 7-30 (опять же смотрите расписание богослужений именно в вашем храме). Исповедуемся.
— занимаем место: мужчины в правой стороне храма, женщины в левой.
— Литургия идет около 2 часов. Всё это время слушаем молитвы, думаем « о жизни, что где сделали неправильно» и всё время повторяем «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного».
Время обычно проходит
быстро, когда идёт Литургия и Причастие.
Литургия вынос
Когда все начали читать «Символ веры» — значит скоро будет само причастие.
— Когда все начали читать «Отче наш» — значит причастие будет совсем скоро.
— Когда первый раз священник выносит 2 большие чаши – то просто клоним голову.
— Когда священник выносит малую чашу (она с причастием) – то кланяемся
,становясь на колени.
— Могут понести по церкви подносы для милостыни. Пожертвуйте туда денежку, сколько не жалко.
3.Что делать во время самого причастия?
— Причастие: сначала причащаются малые дети, потом мужчины, потом женщины.
Причащаться имеет право только тот, кто правильно готовился. Не гневайте Бога.
— При подходе к причастию скрещиваем руки на груди (правая наверху). Подходим к чаше как можно ближе. Не крестимся, чтобы не задеть чащу. Называем имя, открываем рот, кушаем с ложечка Причастие, даем себя вытереть, целуем чашу и идем заедать и запивать.
— На специальном столике берём маленькую чашечку с запивкой и кусочек просфоры. Заедают и запивают для того, чтобы кусочки Причастия полностью попали внутрь, а не вылетели случайно со слюной или ещё как-нибудь. Лучше сначала запить, потом съесть просфору.
— Дожидаемся конца службы, чтобы поцеловать крест. Священник может сказать «Причастники, выслушайте слова благодарственной молитвы» — тогда идем слушать молитву. Если этого не произошло, то сами дома читаем » Благодарственные молитвы по святому Причащению «.
4.Что делать после того, как причастился?
— на колени уже нигде не встаем: ни перед иконами, ни в остатке службы
— ждем конца службы и целуем крест священника.
— читаем благодарственные молитвы по Святом Причащении
— можно идти домой. Сразу после причастия не в коем случае сразу не курите и не пейте спиртного (сначала хотя бы поешьте нормально). Не оскверняйте Причастие.
Во время службы нужно внимательно следить за ее ходом, креститься и кланяться вместе со всеми присутствующими в церкви. Перед тем, как поставить свечку или подойти к иконе, тоже следует перекреститься. Входя и выходя из церкви также делают поклон и крестятся. Служба в церкви не терпит суеты. Без надобности из нее во время ведения службы не выходят, женщины приходят с покрытой головой и скромно одетые, по возможности, без макияжа, в дни менструаций в храм ходить строго запрещается, это большой грех.
Ведение служб в соответствии с церковным уставом
Существует церковный устав, в соответствии с которым проводится ежедневная служба в монастырях и должна проводиться в церкви. Сколько длится служба в церкви? Сначала идет утренняя служба, затем Божественная литургия. Вечерняя служба бывает около 6-7 часов вечера.
Определенное время дня не является обязательным, но служба по своему назначению и содержанию привязана к определенному времени суток, поэтому церковь придерживается проведения служб в отведенные ей часы. Длительность службы также не ограничена никакими канонами. Есть веками сложившийся обычай ведения службы, которая составляет в среднем от 1,5 до 2-3 часов.
Службы в церкви подразделяются на суточные, седмичные, а также годичные службы. Суточные службы идут в течение суток, затем повторяются, замыкаясь, таким образом, в круг. Так же происходит и с седмичным, с годичными кругами. Службы не имеют определенного ритуала, неизменны только суточные ежедневные службы, это основа богослужения.
Как проходит служба в церкви
Суточные службы проходят ежедневно. В дни постов, Великого и других, совершается не только служение Богу, но и проводится служба в церкви с исповедью и причащением Святых Тайн Иисуса Христа. Большие приходы, где на службы собирается большое количество верующих, могут совершать по две литургии в день. Сельские прихожане ходят на службы в воскресные и праздничные дни.
Как проходят службы в церкви? Надо сказать, что службы не совершаются по одной. Например, служба, посвященная Рождению или Крещению (то есть событию, происходящему раз в год), не выделяется в отдельное служение, а соединяется со службами суточного круга. В суточный круг входят службы седмицы и годичные. Они соединяются в одну службу, в которой звучат молитвы, чтения и песнопения, которые связаны с днями года и седмицы.
В церкви имеются церковные службы 9 видов: Утром - 9й час, вечерняя служба, повечерие, затем полунощница. Утреня, а затем по часам: первый, третий и шестой. Вечером, после шестого часа - Божественная литургия. Первый час присоединяется к утренней молитве, а является службой особой. Всех служб, которые должны проводиться в храме, обычно семь.
Все молитвы, за исключением «Отче наш», придуманы людьми
История христианства знает только одну молитву, переданную непосредственно Иисусом Христом: «Отче наш». Затем апостольские наставления давали рекомендации по чтению молитв ежедневных. Утром, в третий час, в шестой, в девятый и вечером. Утром - в благодарность Господу, в третий потому, что Христос получил приговор. Шестой час - это час распятия и девятый - час скорби. Вечерняя молитва - благодарение Богу. Как в древние времена апостолы славили Иисуса Христа и наиболее значимые события, связанные с его жизнью и смертью, так и сегодня сохраняется традиция богослужения в храме.
Каждая из перечисленных служб должна в церкви отправляться ежедневно и самостоятельно. Но, снисходя к условиям мирской жизни, церковь проводит утренние и вечерние богослужения дважды в день, то есть в общественных церквях не придерживаются строгого соблюдения устава. В монастырях службы проводятся в соответствии с церковным уставом, как и положено, семь раз в сутки.
Иисус в своих наставлениях апостолам говорит о том, что молитва должна быть искренней. Какими бы ни были молитвы, написанные другими, человек всегда имеет возможность обратиться к Богу напрямую, в своем сердце, и Он обязательно услышит молитву искреннюю, идущую от сердца.