Российский путь антиалкогольной политики.
Формы, механизм, методы социального контроля должны быть адекватны генезису и закономерностям девиантных проявлений.
Пьянство относится к ретретистским формам девиантного поведения и находит то же объяснение («вторичная неудача» Р. Мертона, его же теория напряжения и др.). Кроме того, злоупотребление алкоголем, как и другие формы ретретизма, является следствием утраты или отсутствия смысла существования, «экзистенциального вакуума» (В. Франкл*), заполняемого алкоголем или наркотиками за отсутствием возможностей (неумением) найти более достойное средство (например, творчество или увлечение чем-либо). Врачи-наркологи хорошо знают эту закономерность, утверждая: «Людей с хобби нет среди наших пациентов».
* Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Всемирная организация здравоохранения называет три группы последствий злоупотребления алкоголем: проблемы для самого пьющего – заболевания, правонарушения, ранняя смерть; для семьи пьющего – конфликты, ссоры, безденежье, негативное воздействие на детей; для общества – преступления, дорожно-транспортные происшествия, затраты на лечение, утрата трудоспособности и др. При бесспорном вреде пьянства и алкоголизма этому злу нельзя противодействовать запретительно-репрессивными мерами. Об этом свидетельствует мировой опыт введения «сухого закона»: в США на его основе зародилось бутлегерство и организованная преступность, в России – массовое самогоноварение (в 1923 г. на самогон было израсходовано свыше 100 млн пудов хлеба, к 1985 г. 26% алкогольных изделий составлял самогон*).
* Treml V. Soviet and Russian Statistics on Alcohol Consumption and Abuse. In: Bobadilla J., Costello Ch., Mitchell F. (Eds.) Premature Death in the new independent States. Washington, 1997. P. 220-238.
Приоритетными направлениями антиалкогольной политики являются первичная (общесоциальная) профилактика – улучшение условий бытия возможно большего числа жителей страны, создание условий для заинтересованного труда и разумного отдыха, повышение общей культуры населения, образовательного уровня, а также вторичная (специальная) профилактика – антиалкогольная пропаганда, формирование культуры пития и др. Важную роль играет и третичная (индивидуальная) профилактика – медицинская, психологическая, социальная помощь лицам, имеющим склонность к злоупотреблению алкоголем и страдающим алкоголизмом.
Одной из наиболее распространенных в мире форм помощи (самопомощи) лицам, страдающим от злоупотребления алкоголем, больных алкоголизмом, является движение «АА» – анонимных алкоголиков («Alcoholics Anonymous»)*. Считается, что оно возникло 10 июня 1935 г. в Акроне, штат Огайо (США), хотя аналогичные попытки предпринимались и раньше. Основная идея движения – оказание взаимной помощи лицами, имеющими проблемы с алкоголем, с целью удержания от его потребления. Одна из наиболее известных стратегий деятельности АА – «12 шагов». Эти 12 принципов АА были институционализированы как Первая международная АА конвенция в 1950 г. в Кливленде.
* Подробнее см.: АА – анонимные алкоголики // Социологические исследования. 1991. № 1, 3-8; Осятинский В. Алкогольная зависимость: Болезнь или порок? СПб., 1997; Bryant С. (Ed.). Vol. IV. Ibid. P. 38-42.
Из национальных антиалкогольных стратегий можно назвать шведскую: монополия на изготовление и продажу алкогольных напитков; запрет рекламы алкогольных изделий; продажа их только в специализированных магазинах; на витринах этих магазинов выставлены только вина (крепкие алкогольные напитки можно купить в этих же магазинах, попросив их у продавца); активная пропаганда здорового образа жизни; социальная, медицинская, психологическая помощь лицам, имеющим проблемы, связанные с алкоголем.
Особое значение приобрела необходимость разумной антиалкогольной политики в России. Это обусловлено тяжелой алкогольной ситуацией в стране.
Страшные последствия массовой алкоголизации населения России, особенно жителей малых городов и сельской местности, связаны не только и не столько с давними традициями, сколько с тяжелейшими условиями бытия большинства населения в XX в.. перешедшими в век XXI. За эти годы сложилась «антикультура» пития: «Стародавние питейные привычки в России носили застольный, праздничный характер, и были преимуществом мужчин. Выпивки женщин и молодежи долго оставались позором. В новейшей истории России доминирует новый стиль потребления, когда пьют и в праздники, и в будни, не только не закусывая, но часто даже не приседая. Или на ящике-таре вместо стола, на газетке вместо скатерти, среди мусора и грязи. Стали привычными выпивки женщин и подростков. Это питейное бескультурье носит массовый характер и является лишь поверхностным отражением деградационных процессов российского общества, прочно связанных с неуемным потреблением спиртных напитков»*.
* Немцов А. Алкогольная смертность в России, 80-90-е годы. М., 2001. С. 5.
Очередные данные о «питейном бескультурье» приводятся в статье Н. Алякринской. Если 2002 г. унес жизни более 40 тысяч граждан от отравления алкоголем, то «проблема серьезно обострилась в этом году... В ход идут средство для протирки стекол с ласковым названием "Максимка" и тонизирующее средство для ванн "Вдохновение", жидкости для разжигания костров "Веселый огонь" и "Астра", противорвотные средства для собак и свиней, препараты для травли бытовых насекомых и даже жидкость для размягчения копыт...»*.
* Алякринская Н. После «тройного» не закусывают // Московские новости. 2003. 11-17нояб. С. 22.
После малоэффективной антиалкогольной кампании середины 80-х гг. минувшего столетия в России отсутствует какая-либо стратегия и программа превенции неумеренного потребления алкоголя в стране. Это не исключает, конечно, деятельности медицинских и негосударственных организаций по оказанию помощи лицам, зависимым от алкоголя.
Интересно проследить различные противоалкогольные меры в России. Известно, что до 15 века в России пили преимущественно мед, пиво и привозное вино, а с середины 16 века распространяется водка. Во времена Ивана 4 появились кабаки. Но уже тогда периодически издаются указы и распоряжения государственных деятелей и представителей духовенства, ограничивающие потребление спиртных напитков или предусматривающие различные наказания для «гнусных пьяниц». При Петре Первом, например, были введены наказания для пропойц - их избивали палками или сажали в ямы.
Наша страна, как и другие страны, прошла через практику «сухого закона». В 1914 году царское правительство с начала империалистической войны запретило продажу вина. В 1916 году был введен полный запрет продажи алкоголя. Этот запрет действовал и после Октябрьской социалистической революции. Однако исследования того времени свидетельствуют о том, что сразу после введения запрета в стране стали употреблять различные суррогаты, главным образом самогон.
Это в последствии привело к тому, что наше государство ввело винную монополию. В 1922 г. была разрешена продажа 20% водки, в 1924 г. - 30%, в октябре 1925 г. - 40% водки. Это свидетельствует о том, что и в нашей стране эта, казалось бы, радикальная мера не дала положительных результатов Хухрий А., Тараканов А. Некоторые уроки истории борьбы за трезвость. - Петропавловск-Камчатский, 1988. С. 77..
Успешная борьба с алкоголизмом возможна только при осуществлении комплексных мер воздействия социального, медицинского, педагогического и административного характера, а также при участии в ней всего населения.
В общем комплексе мероприятий борьбы с алкоголизмом значительную роль играет противоалкогольная пропаганда, основная цель которой - формирование у населения нетерпимого отношения к употреблению алкоголя.
Один из существующих недостатков антиалкогольной пропаганды - отсутствие динамической обратной связи с населением. Во многих случаях остается не ясным, какой отклик в различных аудиториях находят те или иные формы просветительской работы по борьбе с алкоголизмом.
Этот недостаток, еще в 1976 году исправили сотрудники противоалкогольной лаборатории Новосибирского мединститута, разработав специальную анкету, позволяющую проводить статический анализ.
Благодаря этой анкете, в настоящее время сотрудники этой лаборатории с уверенность утверждают, что наиболее действенными методами пропаганды являются беседы, проводимые людьми, вылечившимися от алкоголизма, индивидуальные беседы врача Короленко Ц. П., Тимофеева А. С. Корни алкоголизма. Н. Новосибирское книжное издательство, 2006. С. 177..
Причины неэффективности других методов (просмотр фильмов и передач на антиалкогольную тематику) заключаются в том, что слишком большое внимание в них уделяется вызыванию страха перед алкоголем. Из психологии известно, что воздействия, направленные на вызывание страха, в современном обществе, как правило, не дают положительных результатов. Кроме того, страх перед употреблением алкоголя должен вытекать из осознания отдаленных по времени последствий: развитие алкоголизма, поражение внутренних органов, влияние на потомство. Но люди, получающие удовольствие от употребления алкоголя, как правило живут сегодняшним днем и не столь ориентированы на будущее развитие событий, чтобы о них серьезно задуматься.
Одна из основных особенностей современного общества - резкий рост притока информации и скорость принятия решений в единицу времени. В связи с этим увеличивается скорость и содержание психических процессов человека и возрастают его адаптивные возможности в целом.
Эти изменения в психологии прослеживаются и в тех реакциях, которые возникают в процессе противоалкогольной работы, поскольку она затрагивает различные сферы жизни и включает медицинские, психологические, социально-экономические подходы.
Для популяризации правильного отношения к алкоголизму важное значение имеет знание сущности алкоголизма, ясность и доходчивость определений. Сопротивление, с которым приходиться часто сталкиваться, отражает глубоко укоренившиеся у людей представления о том, что алкоголик - это только «опустившийся человек», что знакомый, родственник, сотрудник по работе «пьет, как другие», «ничем особым не отличается» и т. д Рожнов В. Е. Руководство по психотерапии. Ташкент: Изд-во «Медицина», 1985. С. 82..
В общем комплексе борьбы с алкоголизмом в нашем городе, как и по всей стране играет принудительное лечение, особенно по ходатайству членов семьи алкоголика, либо его родственников.
Большая часть больных хроническим алкоголизмом проходит лечение на добровольных началах. Однако определенный процент больных отказывается от лечения по разным мотивам, и в первую очередь по тому, что не считают себя больными; лечение таких больных проводится вопреки их желанию.
С этих позиций необходимо проанализировать оправданность принудительного лечения с психологических и медицинских позиций закономерности этого действия. Опыт российских наркологов и наркологов других стран говорит о том, что лечение больных алкоголизмом приостанавливает процесс, предупреждает возникновение деградации, разных осложнений и предупреждает гибель больных, часто возвращает их к трудовой деятельности. Таким образом, медицинская оправданность принудительного лечения не требует доказательств.
Но готово ли психологически население к этому? Мы проанализировали обращения родственников больных алкоголизмом в Психоневрологический диспансер нашего города. Этот анализ показал, что все однозначно требуют вмешательства даже в тех случаях, когда больные не желают лечиться. Все говорят о психологической оправданности такого вмешательства. Таким образом, и психологическая оправданность не вызывает сомнения. Никогда не было претензий от населения при привлечении больных к принудительному лечению. Это очень важно - психологическая атмосфера, психологическая оправданность.
Проведение принудительного лечения важно еще и потому, что алкоголики, отказывающиеся от лечения, приносят вред не только своему организму, но и обществу в целом, ибо являются активными распространителями отрицательных алкогольных привычек, традиций.
При решении вопроса о принудительном лечении выступают две критерия - социальный и медицинский.
Социальный критерий сказывается из следующих основных показателей - нарушение норм поведения в обществе, в семье, отрицательное влияние на воспитание детей, безуспешность применения мер воспитательного и административного воздействия.
Медицинский критерий слагается из следующих положений - хроническое злоупотребление алкоголем, безуспешность предыдущего лечения или отказ от лечения, тяжелые случаи хронической, поздней стадии алкоголизма.
Таким образом, антиалкогольная политика в городе Новосибирске в основном представлена проведением антиалкогольной пропаганды в учебных заведения различного уровня, а также на предприятиях; и методы ее довольно разнообразны, как было показано выше. А также общий комплекс борьбы с алкоголизмом составляет принудительное лечение.
Российский путь антиалкогольной политики
Попытки государственного регулирования алкогольного рынка в России предпринимались неоднократно еще в царское время. В 1896 году при императоре Николае II была введена государственная «винная монополия», устранившая почти всю частную продажу алкоголя в стране. В период русско-японской войны в 1904-1905 годы последовал полный запрет на продажу водки в ряде регионов, который продлился до 1907 года. Позднее, в 1914 году, в связи с начавшейся Первой мировой войной, постановлением правительства продажа алкоголя была запрещена на всей территории страны. Это позволило к 1915 году сократить потребление спиртных напитков до 0,2 л на человека (в 1913 году значение этого показателя составляло 4,7 л на человека) . В итоге «сухой закон», введенный Николаем II, продержался в России до августа 1923 года.
Впоследствии советское правительство также предпринимало неоднократные попытки введения различных ограничений на продажу алкоголя. Так, в 1958 году было принято постановление, согласно которому запрещалась продажа водки большинством предприятий общественного питания, расположенных в районе вокзалов, аэропортов, в местах отдыха граждан, а также в непосредственной близости от промышленных предприятий, учреждений сфер образования и здравоохранения . В 1972 году в СССР были введены временные ограничения на продажу алкоголя: торговля спиртными напитками крепостью 30 градусов и выше была разрешена с 11.00 до 19.00, т.е. до официального времени закрытия магазинов, торгующих алкоголем .
В 1985 году была развернута самая масштабная в истории СССР антиалкогольная кампания, в ходе которой правила продажи спиртного стали еще жестче, были закрыты многие торговые точки. В тех же магазинах, где торговля спиртными напитками была разрешена, продавать алкоголь можно было только с 14.00 до 19.00 . Кроме того, был введен запрет на распитие спиртного в парках, скверах, а также поездах дальнего следования. Начавшийся в 1987 году в стране экономический кризис, а также массовое недовольство населения мероприятиями кампании вынудили правительство свернуть борьбу с алкоголизмом. Однако временные ограничения на продажу алкоголя отменены не были и действовали в стране до середины 1990 года. Согласно имеющимся оценкам, за годы кампании продажи алкогольной продукции в расчете на душу населения сократились на 60% . В то же время в эти годы в стране стал активно развиваться «теневой» рынок алкоголя, возросли объемы самогоноварения и нелегального производства спиртного, увеличилось количество отравлений алкогольными суррогатами.
К сожалению, после распада СССР антиалкогольная политика не вошла в число приоритетов российского правительства. В условиях быстро развивающихся рыночных отношений государство утратило как монополию на производство и продажу спиртного, так и контроль над временем его продажи. В 1990-е годы на рынок алкогольной продукции вышло множество производителей и продавцов, в том числе крупные международные компании. Согласно данным Росстата, объем продаж алкоголя в литрах чистого спирта в расчете на душу взрослого населения резко увеличился с 7,1 в 1990 году до 10-11 в 2000-е годы .
Исследователи подчеркивают негативную роль ослабления антиалкогольной политики государства. Трейзман отмечает, что рост смертности, наблюдаемый в России в начале 1990-х годов, был вызван действующей ценовой политикой в отношении алкоголя (низкая относительная цена водки), а не социальным стрессом от проводившихся в стране политических и экономических реформ. Другие авторы считают именно окончание антиалкогольной кампании Горбачева основной причиной так называемого «российского кризиса смертности» .
Последние годы характеризуются, однако, повышенным вниманием со стороны российского правительства к регулированию ситуации на алкогольном рынке. Ключевым документом в этом отношении стала принятая в 2009 году «Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года». В документе, помимо мер законодательного регулирования, заложены и экономические меры, направленные как на ограничение ценовой доступности алкоголя (повышение акцизов на спиртное, установление минимальных розничных цен), так и на снижение его физической доступности (сокращение точек и времени продаж алкоголя). Цели и направления антиалкогольной политики государства были в дальнейшем зафиксированы в Указе Президента РФ от 7.05.2012 №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».
С июля 2011 года введены единые по всей стране ограничения ночного времени продаж спиртных напитков – с 23.00 до 8.00 . Согласно закону, с 1 января 2013 года запрет на ночную продажу спиртного был распространен и на пиво. Единые федеральные ограничения, введенные в 2011 году, оказались достаточно мягкими по сравнению с теми, что устанавливали ранее отдельные регионы .
В 2011 году начинается существенное повышение акцизов на алкоголь, введенных еще в 1992 году. Так, в 2010 году они составляли 231 рубль за 1 л безводного этилового спирта крепостью более 9%, в 2011 году – 254 рубля, в 2012 – 300 рублей, в 2013 году - 400 рублей, в 2014 году – 500 рублей, а с 1 января 2015 года возросли до 600 рублей.
К числу новых для России мер государственной политики относится законодательное установление минимальной цены на водку. Одной из основных причин введения этого механизма стало снижение цены водки относительно средней зарплаты, чем и объясняют многие исследователи рост потребления спиртного, наблюдавшийся в России за последние 20 лет. Относительная цена алкоголя в стране постоянно снижалась в течение этих лет, делая его все более доступным. Так, в середине 1990-х годов на среднюю заработную плату можно было купить 25 л водки или 100 л пива, а в 2009 году – уже 79 и 358 л соответственно. Изменения минимальной цены водки и доступность алкоголя в соотношении со средней зарплатой показаны в табл. 1. В 2010 году значение минимальной цены водки было установлено впервые и на достаточно символическом уровне - 89 рублей за пол-литровую бутылку. Но впоследствии цена несколько раз повышалась, и к 1 августа 2014 года достигла уже 220 рублей.
Таблица 1. Минимальная цена водки относительно средней заработной платы
Дата введения |
Минимальная цена, рублей за 0,5 л |
Средняя зарплата, рублей |
Сколько бутылок можно купить? |
Однако с 1 февраля 2015 года минимальная розничная цена водки впервые была снижена до 185 рублей (или на 16%). Среди причин данного факта эксперты выделяют как замораживание ставки водочного акциза на 2015 и 2016 годы, так и увеличение теневого сектора алкогольного рынка .
Таким образом, к числу наиболее заметных мер регулирования алкогольного рынка в последние годы можно отнести введение минимальной розничной цены продажи водки, повышение акцизов на алкоголь и установление временных запретов на продажу спиртного. Как и следовало ожидать, официальные статистические данные показывают, начиная с 2010 года, стабильное сокращение объемов продажи как алкогольных напитков в целом (в пересчете на чистый спирт), так и водки. Продажи пива, несколько увеличившись в 2011 году, снова начали сокращаться, и в 2014 году среднедушевые продажи алкоголя, пива и водки оказались ниже уровня 2010 года (табл. 2).
Таблица 2. Динамика продажи алкогольных напитков в России, 2010-2014 годы
Суммарный годовой объем продаж: |
|||||
Все алкогольные напитки, в млн дкл спирта |
|||||
Водка, млн дкл |
|||||
Пиво, млн дкл |
|||||
В расчете на душу взрослого населения в год: |
|||||
Все алкогольные напитки, в л спирта |
|||||
Можно ли утверждать, что наблюдаемые на макроуровне позитивные изменения являются следствием проводимой государством антиалкогольной политики? Учитывая, что схожие экономические меры на протяжении многих лет активно используют правительства разных стран, проанализируем известные исследования по оценке их эффективности.
Критически оценивая опыт прошлого, включая негативные последствия последнего десятилетия, необходимо особо выделить насущную задачу современного развития российского общества, перспективная цель которого должна сводиться к постепенному искоренению причин массового пьянства, минимизации его негативных последствий.
Основным направлением в достижении этой цели должна стать профилактика (предупреждение) пьянства. Основное же в профилактике - устранение причин, порождающих это явление и позитивное воздействие на обстоятельства, выступающие качестве условий, порождающих почву для появления и действия причин.
Говоря о предпосылках преодоления пьянства следует учитывать несколько обстоятельств:
Во-первых, достижение положительных результатов в антиалкогольной политике возможно лишь при условиях комплексного подхода к проблеме пьянства и алкоголизма;
Во-вторых, необходимо иметь ввиду, что глубинные причины этих явлений кроются в социально-экономическом неблагополучии российского общества;
В-третьих, значение усиления эффективности антиалкогольной политики далеко выходит за рамки борьбы лишь с пьянством и алкоголизмом, способствуя защите здоровья граждан, воспитания здорового образа жизни, борьбе с преступностью.
С учетом того, что пьянство - это социальное зло, то и борьба с ним может иметь успех лишь при условии активного использования всей системы социально-правового воздействия, включая комплекс организационных, профилактических, воспитательных, медицинских, экономических мер.
1. Совершенствование федеральной и региональной антиалкогольной политики как средства решения общесоциальной профилактики пьянства.
Связь пьянства с другими проблемами жизни выдвигают в качестве принципиального требования к постановке такой работы ее многоцелевой характер. Именно поэтому антиалкогольная политика - это неотъемлемая часть общей социальной политики государства. В силу многоцелевого социального характера антиалкогольной политики, с одной стороны, и отсутствия реальной нормативно-правовой базы, защищающей интересы не отечественных производителей спиртных напитков, а большинства граждан, - с другой, правомерно сегодня поставить вопрос о разработке целенаправленной государственной антиалкогольной доктрины.
Главными задачами антиалкогольной политики должны стать предотвращение, устранение или смягчение последствий (вклю-чая криминальные) потребления алкоголя населением, снижение уровня и структуры потребления алкогольной продукции и предотвращение ее употребления молодежью, более эффективный контроль за производством, торговлей и потреблением спиртных напитков, защита здоровья населения.
Учитывая состояние алкогольной ситуации в России и большинстве ее регионов, основными целями антиалкогольной политики должны стать:
Всеобщее антиалкогольное просвещение и трезвенное воспитание подрастающего поколения, формирование антиалкогольного общественного мнения;
Последовательные меры по сокращению потребления алкогольной продукции населением при государственной монополии;
Предотвращение, устранение или смягчение социально-нега-тивных, включая криминальные, последствий потребления алкогольной продукции среди населения;
Обеспечение защиты интересов граждан, семей, общества и государства как от процесса алкоголизации, так и от его последствий, в т.ч. от пьянства и алкоголизма;
Осуществление защиты здоровья населения, особенно молодежи, предотвращение ухудшения генофонда народа, стабилизация и улучшение социально-демографической обстановки.
Основными субъектами антиалкогольной политики, как показывает отечественный и зарубежный опыт, должны стать государственные органы Российской Федерации и ее субъектов, органы муниципального самоуправления, общественные объединения и движения, юридические лица, а также граждане-активисты.
В качестве первого организационного шага, обеспечивающего взаимодействие государственных и общественных организаций, представляется оправданным создание Государственного комитета по проведению антиалкогольной политики в Российской Федерации. Учитывая профилактическую направленность координации, было желательно привлечь к работе Государственного комитета руководителей министерств, обеспечивающих развитие социальных сфер; руководителей правоохранительных органов, Госкомиссии по винной монополии, представителей общественных формирований.
Острейшая ситуация диктует необходимость того, чтобы Государственная Дума Российской Федерации учредила в составе постоянных комиссий Комиссию по вопросам антиалкогольной политики и периодически на своих заседаниях рассматривала подготовленные законодательные документы и ход проведения антиалкогольной политики.
Деятельность всех субъектов антиалкогольной политики требует создания стройной правовой системы правовой основой деятельности Государственного комитета и его региональных органов по реализации целей антиалкогольной политики государства являются Конституция РФ, обновленное законодательство (включая нормы гражданского, административного, уголовного кодексов). С учетом того, что современная правовая основа страдает отсутствием многих норм и значительно отстает от реалий российской действительности, требуется скорейшее принятие специального закона “Об основах антиалкагольной политики Российской Федерации”, других правовых актов федеральных органов, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Антиалкогольная политика должна проводится по строгом соблюдении прав и свобод человека и гражданина при условии ненарушения прав и свобод других лиц. Основной формой работы с населением должно стать просвещение, воспитание и убеждение. Запрещение и принуждение применяются лишь в тех случаях и в отношении тех лиц, когда происходит нарушение установленных законов и правовых норм.
Учитывая множественность и иерархию субъектов антиалкогольной политики, одним их первых реальных шагов по решению проблемы могла бы быть разработка Федеральной комплексной антиалкогольной программы. Составными частями такой программы, решаемой на уровне Российской Федерации, должны стать:
Научно обоснованная разработка комплекса мероприятий по антиалкогольному, трезвенному воспитанию детей и молодежи с использованием всех возможностей дошкольных и школьных учреждений, книг и средств массовой информации, театра и кино;
Действенное обеспечение государственной монополии на оборот алкогольной продукции и государственный контроль за этим оборотом;
Разработка мер по государственному регулированию цен на алкогольную продукцию (включая импорт);
Разработка комплекса мер по предупреждению социально-негативных последствий пьянства и алкоголизма, включая деятельность правоохранительных органов и судов;
Введение льготного налогообложения и предоставления других льгот юридическим и физическим лицам, общественным объединениям, непосредственно связанным с социально-реабилита-ционной и антиалкогольной работой с населением;
Обеспечение на федеральном уровне запрета рекламы и пропаганды алкогольной продукции и привлечение виновных к ответственности;
Обеспечение медицинской помощи населению, медико-со-циальной и социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом;
Разработка нормативно-правовой базы для профилактической работы всех органов, привлекаемых к осуществлению задач антиалкогольной политики.
По нашему представлению, основными направлениями антиалкогольной политики, решаемой субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, могли бы стать:
Разработка и реализации в рамках Комплексной антиалкогольной программы Российской Федерации мероприятий, относящихся к ведению и территории субъектов федерации;
Координация работы по реализации антиалкогольной политики на своей территории;
Регламентация отдельных вопросов в сфере оборота, ввоза и реализации алкогольной продукции;
Проведение культурно-просветительных и воспитательных мероприятий, направленных на формирование у граждан, особенно детей, молодежи, женщин, четких антиалкогольных убеждений;
Осуществление мер по социальной реабилитации больных алкоголизмом;
Привлечение к ответственности юридических и физических лиц, виновных в правонарушениях, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции, нарушениями общественного порядка в состоянии алкогольного опьянения.
Важным направлением антиалкогольной политики является обеспечение действенного государственного и общественного контроля за реализацией алкогольной продукции и ограничения ее производства. В связи с этим, представляется необходимым пересмотр в сторону усиления требований экспертизы винно-водочных изделий и пересмотр действующих норм ГОСТа. Производство и реализация алкогольной продукции без лицензии и сверх установленной квоты должно быть полностью запрещено. Необходимо добиться восстановления практики заявок отечественных производителей на качественный спирт, отмененной под давлением МВФ, обеспечив тем самым более высокое качество реализации через розничную торговлю алкогольных напитков.
Следует полностью запретить рекламу алкогольной продукции через средства массовой информации. Запрету подлежит пропаганда алкогольной продукции, т.е. формирование у населения представлений о полезности и допустимости ее употребления по случаю торжеств и других актов.
Перечисленные выше основные направления антиалкогольной политики, на наш взгляд, удачно сочетают формы общесоциальной профилактики. При этом они являются наиболее перспективными, в сравнении с карательными являются меры, поскольку связаны с образовательным, воспитывающим воздействием на убеждение и поведение населения большого числа субъектов антиалкогольной политики.
2. Важным направлением усиления антиалкогольной политики, по нашему мнению, должны стать меры совершенствования правовой базы борьбы с пьянством.
Реально оценивая ситуацию нарастания в общественном сознании нигилизма, безнаказанности и вседозволенности в стране, неэффективность применения административных и уголовных наказаний, по нашему глубокому убеждению назрела серьезная необходимость повышения действительности применения уголовно-правовых, административно-правовых, гражданско-право-вых и семейно-правовых норм и средств предупреждения противоправного поведения на почве пьянства.
В этой связи особо нуждается в дальнейшем совершенствовании уголовное законодательство, регулирующее отношения, возникающие в сфере борьбы с криминогенными проявлениями пьянства и алкоголизма. В принятом новом Уголовном Кодексе Российской Федерации, вводимом в действие с 1 января 1997 года, по мнению разработчиков, были учтены многие международно-признанные системы ценностей, устранены многие несоответствия системы санкций требованиям справедливости. Однако наряду с ними из нового УК РФ были убраны статьи, которые с точки зрения профилактики играли ранее важную роль в борьбе с пьянством и алкоголизмом.
Сравнивая официальный текст УК РФ, принятый Государственной Думой Российской Федерации 24 мая 1996 г. и вводимый в действие с 1 января 1997 года, с модельным Уголовным кодексом, принятом на седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеей стран-участников СНГ 17 февраля 1996 г., следует сделать вывод: российские законодатели не учли многие рекомендации, которые способствовали бы более эффективной профилактической работе правоохранительных органов.
Так, например, признавая уголовную ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения (ст. 23 УК РФ), законодательно не закреплено применение положение о том, что состояние опьянения в новом УК РФ (общая часть) не признается даже обстоятельством, отягчающим наказание (см.: ст. 63 УК РФ). Более того, в новом УК состояние опьянения при определенных условиях трактуется как обстоятельство смягчающее ответственность.
В связи с выше изложенным автор вносит предложение о необходимости дополнить ст. 63 УК РФ положением о том, что к обстоятельствам, отягчающим ответственность и наказание, наряду с перечисленными в статье позициями, относиться также “совершение преступления в состояние алкогольного, наркотического опьянения или под воздействием токсических средств”.
Особого внимания заслуживает борьба с распространением привычки к потреблению спиртных напитков среди подростков и молодежи, которая велась и сейчас ведется недостаточно решительно. Именно употребление спиртных напитков представляется обстоятельством, активно продуцирующим преступность среди несовершеннолетних.
В соответствии с действующим законодательством есть правовая норма (ст. 151 УК РФ), регулирующая борьбу с вовлечением несовершеннолетних в употребление и злоупотребление спиртными напитками. Цель статьи очевидна - помочь правовыми средствами сохранить здоровье подрастающих поколений, остановить процесс омоложения возраста, с которого начинается употребление спиртных напитков, упредить опасность осложнения в будущем социально-криминологической ситуации.
Однако в следственной и судебной практике последних лет практически отсутствует рассмотрение дел по фактам вовлечения и спаивания несовершеннолетних. Практически не было уголовных дел по ст. 210 старого УК РФ: “Доведение же несовершеннолетнего до состояния опьянения лицом, в служебной зависимости от которого находился несовершеннолетний, влечет уголовную ответственность этого лица в виде лишения свободы на срок до двух лет, или исправительных работ на тот же срок, или штрафа”. В новом УК РФ данная статья (ст. 151) изменена в сторону допущения таких действий до 3 и более раз (системати-ческое употребление).
По-видимому, следует учитывать, что недооценка общественной опасности преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в пьянство, значительно сужает возможности специальной профилактики этого негативного явления среди молодежи и подрывает в целом авторитет законодательства, направленного на усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом.
В системе правовых мер борьбы с пьянством и алкоголизмом важную роль должен играть арсенал имеющихся административных средств пресечения правонарушений, посягающий на общественный порядок и связанных с поведением в общественных местах и производстве, воспитанием в семье.
В этой связи следует признать, что современная оценка действенности выделенных выше статей, введенных в Кодекс об административных правонарушениях в период 1985-1987 гг., может быть признана весьма низкой и неэффективной. В первую очередь, такая ситуация связана с совершенно иной ситуацией, сложившейся в результате отхода от целенаправленной антиалкогольной политики нынешнего федерального руководства. В условиях сверхизобилия алкогольных напитков при относительно низких ценах фактически не действуют ст.ст. 160, 1601, 1602, что ставит под сомнение необходимость их сохранения в Кодексе. По-видимому, требуют пересмотра в сторону увеличения размеров штрафа за правонарушения, предусмотренные ст.ст. 162. 163. Так, например, за распитие спиртных напитков на улицах, стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта... или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем общественное достоинство и общественную нравственность предусмотрены штрафы всего лишь размером в 1/3 или 1/2 минимального размера заработной платы.
3. Специальные профилактические меры, направленные на реализацию антиалкогольного законодательства.
Сегодня, когда устаревшее антиалкогольное законодательство практически не действует, а в предупредительной работе служб и подразделений органов внутренних дел недооценивается значение борьбы с пьянством настоятельно встает вопрос об обновлении ведомственных нормативных актов по организации профилактики пьянства и алкоголизма.
Борьба с пьянством и алкоголизмом предполагает постоянное и последовательное применение специальных профилактических мер, направленных на реализацию антиалкогольного законодательства. Ведущее место в этой работе принадлежит органам внутренних дел, в частности службам милиции. В числе основных направлений по специальной профилактике пьянства следует выделить:
Пресечение распития спиртных напитков, а также нахождения в пьяном виде в общественных местах;
Установление притонов и лиц, предоставляющих помещение для наркоманов, токсикоманов, распития спиртных напитков и разврата, вовлекающих несовершеннолетних в пьянство;
Выявление лиц, нарушающих установленные правила торговли винно-водочными изделиями, изготовляющих и хранящихся с целью сбыта без специального разрешения (лицензии), акцизных марок спиртные напитки;
Предупреждение семейно-бытового пьянства;
Целенаправленная антиалкогольная пропаганда и др.
Среди категорий профилактируемых, на наш взгляд, основное внимание необходимо уделить подросткам и молодежи, поскольку эта категория населения составляет ту социальную часть общества, действия которой под влиянием алкоголя чаще всего переходят криминальную черту.
4. Меры совершенствования системы антиалкогольного воспитания и пропаганды. Безнравственность, отсутствие должной общей и правовой культуры, правовой нигилизм являются субъективной стороной генезиса и развития антисоциальных явлений, включая пьянство. Среди мер по преодолению массового пьянства и алкоголизма важным условием выступает развитие и совершенствование системы антиалкогольного воспитания, просвещения и пропаганды. Основным объектом этой работы должны стать дети, подростки, молодежь. Для развития системы антиалкогольного воспитания, просвещения и пропаганды необходимы разработка новой Концепции антиалкогольного воспитания и просвещения; использование положительного отечественного и зарубежного опыта организации трезвеннических кампаний; привлечение к этой работе общественных движений за здоровый образ жизни, ученых; обеспечение через СМИ активного противодействия пропаганде пьянства, аморализма, питейных традиций. Организующую и координирующую роль в разработке Концепции должны сыграть Комитеты Государственной Думы Российской Федерации, Министерство общего и профессионального образования, соответствующие департаменты (комитеты) местной власти в регионах, академии педагогических, медицинских наук, а также организации в рамках общественного трезвеннического движения.
Антиалкогольная пропаганда в молодежной среде должна вестись одновременно и параллельно с антинаркотической пропагандой. Пока же наблюдается явный “перевес” в сторону последней, хотя, как известно, Всемирной организацией здравоохранения и ныне действующим в России ГОСТом, алкоголь признан таким же опасным для здоровья средством, как и наркотики.
Среди мер по преодолению пьянства и алкоголизма чрезвычайно важным условием выступает антиалкогольное просвещение молодежи во всех учебных заведениях. Эта работа обязательно должна проводится и в дошкольных учреждениях, в работе которых сегодня можно обнаружить многочисленные примеры формирования алкогольных представлений у детей уже в возрасте 3-4 лет.
В предупреждении пьянства и алкоголизма важную роль должна сыграть антиалкогольная пропаганда, которая особенно в последнее время требует значительной активизации. Здесь правоохранительные органы должны играть более активную и целенаправленную роль, тем более что Закон РСФСР “О средствах массовой информации” от 27 декабря 1991 г. создал для этой работы все условия.
Необходимо всячески способствовать развитию антиалкогольной инициативы населения, привлекать к этой работе общества и клубы трезвости. Особая роль здесь принадлежит Союзу борьбы за народную трезвость, в рамках которого в Российской Федерации работают региональные организации практически во всех крупных городах.
Проблема потребления алкоголя в России и внешние эффекты чрезмерного злоупотребления спиртными напитками. Государственная политика по снижению потребления алкоголя. Оценка влияния мер антиалкогольной политики на динамику несовершеннолетней преступности.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Проблема потребления алкоголя в разных странах и его воздействие на здоровье. Исследование влияния факторов ("тип населенного пункта", "пол", "возраст", "курение" и "доход") на употребление алкоголя среди населения РФ. Построение нелинейной пробит-модели.
курсовая работа , добавлен 07.07.2016
Изучение истории появления алкоголя и характерные черты его потребления в России. Анализ динамики потребления алкоголя в исторической ретроспективе. Тенденции негативного развития алкоголизма в России и его влияние на личность и на общество в целом.
курсовая работа , добавлен 22.01.2014
Социальная стоимость употребления алкоголя для общества, эпидемиологическая ситуация в отношении алкоголизма в России. Объем и структура потребления спиртных напитков. Статистические данные о смертности населения от чрезмерного употребления алкоголя.
реферат , добавлен 12.07.2013
Анализ структуры потребления алкоголя в России: частоты употребления, объемов и предпочтений. Характеристика экономических потерь от злоупотребления населения алкоголем. Изучение правовых основ, принципов и стратегии алкогольной политики государства.
курсовая работа , добавлен 18.05.2012
Социально-экономические факторы алкоголизма в России, структура потребления алкоголя. Основные последствия алкоголизации населения России. Экономические и социальные потери страны от употребления алкоголя. Принципы и стратегии алкогольной политики.
курсовая работа , добавлен 27.06.2014
Проблемы повышения потребления алкоголя среди студенческой молодежи. Осведомленность студентов о вреде алкоголя. Последствия, вызванные потреблением алкогольных напитков в раннем возрасте. Сущность эффективных методов профилактики по борьбе с алкоголем.
курсовая работа , добавлен 30.01.2018
Причины алкоголизма и его особенности в России. Негативные последствия хронического потребления алкоголя. Предпосылки, стимулирующие рост потребления спиртных напитков. Социальные методы борьбы с алкоголизмом, его диагноз и профилактическая работа.
контрольная работа , добавлен 25.04.2013
Алкоголизм как социальная угроза. Причины алкоголизма и особенности проблемы. Предпосылки, стимулирующие рост потребления алкоголя. Социально-медицинские аспекты заболевания. Действие алкоголя на организм. Симптомы и стадии алкогольной зависимости.