Рассказ о природном сообществе водоема. Пресный водоём и его обитатели
Целеполагание для учителя: познакомить учащихся с водоёмом как сообществом, с разнообразием обитателей пресного водоёма. Раскрыть и объяснить связи между членами сообщества водоёма. Развивать коммуникативные навыки в ходе работы по группам. Развивать логическое мышление. Сформулировать правила, направленные на охрану обитателей водоёма. Научить детей бережному отношению к водоёмам. Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы.
Целеполагание для ученика: знать названия растительного и животного мира пресных водоёмов края (не менее10 названий растений и животных). Понимать значение связей между членами сообщества пресного водоёма, уметь рассказать о них. Знать правила поведения вблизи водоёмов и соблюдать их.
Оборудование: фотографии с изображением осоки, лотоса, рогоза, стрекозы, рака, лягушки, щуки; буквы В О Д О Ё М; плакат с изображением пресного водоёма; 2 конверта, где находятся картинки с представителями животного и растительного мира; альбомные листы и фломастеры.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока. Актуализация опорных знаний.
Мы все снимаем угол свой у матушки - природы,
И крыша нам над головой - суть купол небосвода.
А весь большой и старый дом битком набит жильцами,
И уживаться надо в нём, хоть мы с усами сами.
Народу разного полно - кто мельче, кто крупнее,
Кто выбирает в речке дно, кто воду побыстрее.
Кто любит раньше всех вставать, а кто - поздней ложиться.
Умей соседа подобрать, чтоб в тереме ужиться.
Соседство сложное подчас, сообщество не дружба.
Быть может, он порой для нас - спасательная служба.
Годится нам в соседи тот, кто больше пользы принесёт,
С ним есть чем поживиться.
Иной сосед опасен, но в целом мир прекрасен!
Сегодня мы с вами проведём увлекательную игру и познакомимся с ещё одним сообществом. А вот с каким? Вы мне скажите сами.
На доске карточки с буквами. Ответ: ВОДОЁМ
Загадки:
1. Посреди поля
Лежит зеркало,
Стекло голубое,
Рама зелёная. (Озеро)2. Все обходят это место:
Здесь земля
Как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи:
Нет опоры для ноги. (Болото)3. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море. (Река)
4. Молодые берёзки
Свои перед нами
Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды -
В нём отражается:
Как это зеркало называется? (Пруд)5. К маме речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился - весной. (Ручей)6. Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна-
И горька, и солона. (Море)
Назовите лишнее слово из слов, которые вы отгадали и объясните свой ответ
Море. Так как это не пресный водоём.
На уроке будем говорить о пресных водоёмах. Узнаем, какое сообщество существует в пресных водоёмах растительного и животного мира, как они зависят друг от друга, какое имеют значение для человека и как должен вести себя человек, чтобы не нарушать жизнь этого сообщества. Создадим картину пресного водоёма и рассмотрим связи, которые существуют в нём.
Как вы представляете, что такое водоём?
Представление учащихся о водоёме.
Итак, водоём - это сложное природное сообщество, в котором уживаются вместе растения, животные, рыбы, насекомые и моллюски.
Звучит музыка изображаемая шум воды. Показать картины с изображением озера, реки, пруда, болота.
В пониженных местах на поверхности Земли от дождей и таяния снегов накапливается вода, которая образует водоёмы. Какие бывают пресные водоёмы?
Естественные водоёмы - это водоёмы, которые созданы природой, без участия человека.
Искусственные водоёмы - это водоёмы, которые создал человек.
Приведите примеры искусственных и естественных водоёмов и как они образуются.
Если понижение замкнуто, и воде некуда деться, образуется озеро. Это естественный водоём. Часто люди сами создают искусственные водоёмы. Они называются пруды.
Какой пресный водоём может человек иметь дома? Какие представители в нем обитают?
Аквариум. Водоросли, улитки, рыбы.
Кто природу любит,-
Много о ней знает,
Тот на картинки взглянет
И мигом угадает.
Начинаем первый этап игры. Посмотрите на картинки и запишите в два столбика названия обитателей пресных водоёмов, которые вам уже знакомы.
Растения | Животные |
Лотос | Стрекоза |
Проверка в устной форме.
3. Физкультминутка.
Рыбки плавают, резвятся
В чистой тёпленькой воде.
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке.
То плавниками шевеля,
Играют в прятки больше дня.
И никогда покоя
Не знает дно речное.
4. Работа над новым материалом. Введение новых понятий.
На берегах многих водоёмов растут деревья и кустарники. Но чем ближе к воде, тем почва более влажная. У самой воды деревья и кустарники расти не могут, так как у них вымокнут корни. Но есть растения, которые растут возле берега, на мелководье. А так же есть растения, которым просто необходимо много воды. Все растения водоёма - прибрежные или водяные - хорошо приспособлены к своей среде обитания. Давайте отгадаем некоторые из них.
Стоит над водой,
Трясёт бородой. (Камыш)Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются. (Кувшинки)Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Не кому не говорит. (Ива)
В воде и около неё обычно много обитателей животного мира. Это пресноводные, моллюски, насекомые, водоплавающие птицы. Следующие загадки об этих обитателях.
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)Самого не видно,
А песню слышно. (Комар)На дорожку вышли рожки:
-Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять.
Круглый домик:
Может, гномик
В этом домике живет?
Он волшебный, этот домик,-
По дорожке сам ползёт! (Улитка)У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы)Колюч, да не ёж.
Кто это? (Ёрш)На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно. (Сом)Под водой живёт народ,
Ходит задом наперёд. (Раки)
Мы переходим к следующему этапу игры. Теперь нам нужно выяснить, как связаны все обитатели водоёма. Мы составим "Водяные цепочки".
Эпиграфом к этой работе возьмем один из законов экологии, сформулированный американским учёным Барри Коммонером: "Всё связано со всем". Проверим этот закон на примере, попробуем связать рогоз и цаплю. (Рогоз - комар - лягушка - цапля).
Составление цепочки можно сопровождать фотографиями.
5. Проектная работа "Сообщество пресного водоёма". Работа в группах.
На доске плакат с изображением водоёма.
Учитель: Сейчас, на третье этапе игры, мы будем работать в группах. Перед вами два конверта. В них находятся картинки. Используя свои раннее полученные знания, а так же атласы - определители выберите картинки только с обитателями пресных водоёмов: растения и животные. Наклейте их на наш плакат, где нарисован водоём. 1 группа расселяет в водоём растительный мир, а 2 группа - животный мир.
Работа по группам.
Проведите экологические линии - связи. Сделайте вывод.
Все обитатели пресного водоёма связаны между собой. Все друг другу нужны. Нет лишних. Все живут сообща. Поэтому водоём называют природным сообществом.
6. Составление правил поведения вблизи водоёмов.
Наша природа - настоящая сокровищница. В России очень много водоёмов. Они существуют на земле тысячи лет, являются одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина. Но охранять это богатство необходимо. В мире 97 процентов водных ресурсов приходиться на долю океанов, в которых вода слишком солёная и поэтому не пригодна для питья, выращивания сельскохозяйственных культур и промышленного использования.
На четвёртом этапе игры нужно составить определённые правила. Но сначала ответим на следующие вопросы:
Нужно ли охранять это богатство? Кто может уничтожить пресный водоём? Как люди вмешиваются в жизнь водоёма?
Дети приходят к выводу, что человек может нанести огромный вред водоёму и его обитателям.
Как же должен человек вести себя вблизи водоёмов, чтобы не навредить природе? Как человек должен охранять пресные водоёмы?
Составляются правила поведения человека на водоёме и вблизи него. Правила можно сформулировать в группах, нарисовать картинки (знаки) и вывесить на доску. Учащиеся рассказывают о правилах, которые должен соблюдать человек.
7. Подведение итогов.
В виде фронтальной беседы:
Что узнали на уроке нового?
Какое значение имеют растения водоёма для жизни животных и человека?
В пресном водоёме обитают разнообразные живые организмы, Они приспособлены к условиям жизни в водоёме и тесно между собой связаны. Значение для животных - кислород, дом, пища, а для человека - кислород, пища, красота. Природное сообщество необходимо охранять. Мы должны сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.
8. Домашнее задание.
Попробуйте решить кроссворды. Нужно в пустых клетках написать обитателей пресного водоёма. Если не знаете каких - то названий, то ответы можешь найти в справочниках, атласах - определителях, энциклопедиях.
Литература:
- Поурочные разработки по курсу окружающий мир. О.В. Казакова, Н.А. Сбоева. Москва. "ВАКО". 2004.
- Учите детей отгадывать загадки" Ю.Г. Илларионова. Москва. Просвещение. 1985.
Водоемы - это природные или искусственные скопления воды, которые могут иметь постоянную либо временную природу, декоративное предназначение и обустраиваться в парках и садах. Сток водоемов замедленный или отсутствует.
Реки относят к водотокам, поскольку они имеют постоянное, иногда сильное, течение.
Природные водоемы: озера
Пруды - пресные водоемы. Для упрощения оттока лишней воды формируют искусственные стоки. Пруды часто встречаются в сельской местности. Здесь у них определенная хозяйственная роль - разведение рыбы, хранение воды для полива, иногда - стирка.
Различают два типа прудов: копанные и плотинные. Обитатели водоемов - простейшие, водоросли, рыба. Создают специальные пруды для разведения ценных видов рыбы - форели, осетров, севрюги. Водоемы специально очищают, формируют в них собственную экосистему.
Значение водохранилищ
Водохранилища - это искусственные водоемы, образованные для хранения воды в промышленных масштабах. Выделяют русловые и озерные водохранилища, в зависимости от происхождения. Также они могут быть крытыми, открытыми и плотинными.
Крупнейшие в мире Рыбинское - в России, Смоллвуд - в Канаде, Насер - на территории Египта и Судана. Создание таких водоемов имеет огромные последствия, но не всегда положительные. Главное из них - коренное изменение ландшафта. Это касается и фауны, и флоры. Негативное влияние они оказывают на условия нереста рыбы.
Не самым лучшим следствием создания таких водоемов является заиление водохранилищ. Процесс представляет собой формирование крупных наносов, осадка на дне. при этом уменьшается. Этот процесс детально изучали, поскольку он вредит экосистеме. Обитатели водоемов при этом могут меняться.
Откуда берутся старицы?
Старицы как природные водоемы - это часть русла, где ранее протекала река. Другое название - староречье. Такие водоемы часто имеют причудливую форму - серпа или полумесяца, петли, завитка. Как образуются старицы? Процесс формирования происходит, когда вследствие каких-либо причин русло выпрямляется, а прежний завиток или искривление остается отрезанным от основного водоема. Главная причина - половодье, когда река находит более удобный путь.
Иногда излучины одной реки объединяются - так тоже могут образовываться старицы. Такой процесс имеет место при наличии большого количества рукавов. Входы в старицу постепенно заносятся илом, а сам водоем превращается в озеро или болото. При наличии питания он может функционировать, при отсутствии - пересыхать. Самые крупные старицы могут иметь длину более 500 метров.
Чем питаются водоемы?
Тип питания - одна из главных характеристик водоема. Он может характеризовать его строение и функции.
Как могут питаться водоемы? Во-первых, внешним поверхностным стоком - дождями, другими гидрообъектами. Во-вторых, которые могут подходить близко к поверхности. В-третьих, искусственно - котловина водоема наполняется принудительно. В-четвертых, пополнением водами комбинированного типа.
Питание грунтовыми водами наиболее экологично, поскольку они чистые. Если озеро имеет такое питание, то в нем будут реже образовываться ряска и тина. Наиболее часто встречается комбинированный тип питания.
Гарантией постоянного наполнения водой является принудительное осуществление этого процесса. Заполняют водоем или водопроводной, или поливочной водой. Наиболее частое питание - комбинированное. Источниками его могут быть дождь, талый снег, грунтовые воды и многое другое.
Водоемы и их расположение на местности
Водоемы - это гидрообъекты, расположенные на определенной местности. Где они могут формироваться? Местами образования, например, озера, может быть Водоем может быть плотинным или копанным. Подача питания ведется, как правило, из реки. На рельефе образуются склоновые, водораздельные, пойменные водоемы. В таких случаях четко просматривается рельефность озера или пруда.
В пойме формируются водоемы с подземным питанием, комбинированным, русловым. Образовываться они могут в старице, где ставят шлюзы. Здесь могут располагать и плотину, насосы, чтобы использовать такой водоем в промышленности.
Склоновые водоемы формируются на территории террас долин рек. Отличаются они от других только некоторыми конструктивными особенностями.
На участках водораздела устраивают водораздельные водоемы. Питаться они могут подземными водами или искусственно. Принудительно вода может подаваться из реки, скважины.
Существуют также водоемы в насыпях или выемках. Они достаточно широко распространены, их легко сформировать и организовать их питание. Они могут иметь любую площадь. Строить их достаточно дорого.
В насыпях водоемы служат в основном для хранения воды. Такой объект может стать основой для гидроэлектростанции.
Создание декоративного водоема
Декоративный водоем - что это такое? Это искусственный водный объект, который выполняет функцию украшения участка, формируя его завершенный облик. Чаще всего к идее создания декоративного водоема приходят владельцы частных домов и дач.
Искусственные водоемы - это красиво и стильно. Что нужно знать для успешного создания такого украшения участка?
Создать водоем своими руками - посильная задача для каждого. Форма, оформление такого уютного уголка сада можут быть самыми разнообразными. Искусственный водоем прекрасно впишется в любой ландшафт, может стать его конструктивной доминантой.
Для начала выберите место не очень близко к дому (лучше посоветоваться со специалистами ландшафтного дизайна). Непосредственная близость к дому может вредить фундаменту.
Нужно создать проект. Для этого определите форму водоема: овал, прямоугольник или замысловатая фигура. Проект позволит определиться с затратами, материалами, расположением систем фильтрации. Далее стоит выбрать качественные материалы - от них зависит долговечность и красота пруда.
Когда все выбрано и закуплено, приступайте. Желательно, не сами, а с помощью квалифицированных специалистов. Финальный этап - оформление растениями. Это завершит образ идеального пруда. Вы получите шикарный водоем - фото ниже представляет один из возможных вариантов для вашего сада.
Заключение
Водоемы, природные или искусственные, функциональны, но могут быть и совершенным, красивейшим дополнением дизайна вашего сада.
Эстетичный пруд возле вашего дома позволит выразить индивидуальность и подчеркнуть стиль сада. Особенно популярно создание таких элементов в японском, классическом, деревенском стиле. Главное - грамотно оформить пруд. Иногда в таких водоемах живет рыба. Наличие обитателей таких миниатюрных озер - дело вкуса хозяев сада.
Тема: Водоем – природное сообщество.Цель: Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоема. Познакомить с растительным и животным миром пресных водоемов, ролью человека.
Развивать познавательный интерес учащихся, учить рассуждать и делать выводы.
I. Организационный момент
II. Проверка знаний и умений
Что же такое сообщество?
С каким сообществом мы уже познакомились?
Почему лес называют природным сообществом? Свой ответ
подтвердите примерами.
(Лес - это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие в лесу тесно связаны между собой. Например, растения, погибающие осенью, за зиму при участии бактерий перегнивают. А на их месте вырастают новые)
Перед вами тест. На его выполнение вам дается 2 минуты.
Тест «Лес - природное сообщество»
^ 1. Лес называют природным сообществом, потому что...
а) в лесу рядом друг с другом растут разнообразные растения;
б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между
собой;
в) весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселен животными.
^ 2. В лесу растения образуют ярусы:
а) верхний - мхи и лишайники, средний - деревья, нижний - кустарники;
б) верхний - деревья, средний - травянистые растения, нижний -
кустарники;
в) верхний - деревья, средний - кустарники, нижний
- травы,
мхи и лишайники.
^ 3.На деревьях обитают...
а) белки, дятлы, кедровки;
б) мыши, зайцы, медведи;
в) кроты, лоси, черви.
4.В лесной подстилке живут...
а) ежи, кроты, землеройки;
б) бактерии, насекомые и их личинки;
в) божьи коровки, жуки-короеды, лесные мыши.
^ 5.К съедобным грибам относятся...
а) мухоморы, говорушки восковые, желчные грибы;
б) дождевики, пороховки, шампиньоны-рыжеющие;
в) лисички, рыжики, маслята.
^ 6. Санитарами леса называют...
а) дятла, волка;
б) пчел, кабанов, соек;
в) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов.
7. Составить цепь питания, соответствующую лесному сообществу.
Ответы.
б; 2. в; 3 а; 4 б; 5 в; 6 а
III Изучение нового материала
Сообщение темы и цели урока.
Посмотрите на экран
(показ фильма)
Как думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Как вы догадались?
- Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник.
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит.
Всюду бурно жизнь кипит.
Это… (пресный водоем).
Мы с вами знаем, что водоемы по происхождению делятся на
две группы. Какие?
Как вы уже поняли, сегодня речь пойдет о пресных водоемах.
Нам надо ответить на вопрос: является ли водоем сообществом?
Какие типы пресных водоемов вы знаете?
(Река, озеро, ручей, пруд, канал, водохранилище)
Какой водоем изображен на слайде? Обоснуйте свой ответ.
(Я думаю, что это озеро, потому что водоем окружен лесом, и в нем много растений.)
А может быть это пруд или река?
Хорошо! Убедили. Это лесное озеро. Давайте понаблюдаем, как протекает жизнь в этом озере.
Что вы можете сказать о поверхности озера?
Это растение ряска. Найдите его описание. Что вы о нем узнали?
Какие еще растения вам знакомы? (Рогоз, тростник, камыш.)
Внимательно рассмотрите эти травы.
Какие растения вы еще можете назвать?
(Лилии белые и желтые.)
Это не точные названия. Растения называются кувшинка и кубышка. Что вы о них узнали?
(Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в
охране. Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в
реках, ее тоже надо охранять.)
Посмотрите внимательно на этот цветок. Где вы его могли видеть?
В станице Старонижестеблиевской рядом с дорогой есть пруд, в котором люди выращивают лотосы.
В отличие от обычных кувшинок этот лотос имеет тысячелетнюю историю употребления не только цветков, но и всех частей растения. В Азии листья и стебли лотоса употребляются в пищу как добавка к салатам, корневища используют в Китае как лекарственное средство, которое повышает иммунитет, семенные головки лотоса отваривают и добавляют во вторые блюда по всей Индии, а семена грызут в свежем и сушеном виде и даже готовят как попкорн в Камбодже. Считается, что употребление любой части этого растения дарит гармонию и мудрость.
Как вы думаете, где находится корни кувшинок?
(Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоема, а широкие листья плавают на поверхности).
На берегах водоема растет череда (показ слайда), это лекарственное растение запоминается тем, что его семена - колючки, цепляющиеся за одежду.
^
Прицепой, острючкой, собачками, двузубцем, золотушной травой
в народе называют череду трёхраздельную. Первые три имени, видимо, даны за способность её зазубренных плодов-семянок прицепляться к шерсти животных и одежде человека. Название золотушная трава говорит само за себя. Издавна она считалась самым эффективным средством при золотухе.
Стрелолист (показ на слайде)
можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра.
Почему вода в озере имеет зеленоватый оттенок?
^ В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им, вода в озере имеет зеленый оттенок.
Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоеме?
(Растения являются пищей и домом для животных.)
А еще?
В нашей классной комнате? (Вырабатывают кислород.)
^ IV Физминутка
Продолжим наш разговор попробуйте угадать загадки:
Ползает наоборот, задом наперед,
Все под водой хватает клешней. (Рак.)
У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы.)
На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом.)
Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука.)
У кого глаза на рогах, А дом на спине? (Улитка.)
Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
Пестрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку-спотыкалочку. (Утка.)
О ком говорится в этих загадках?
- Богат и разнообразен животный мир водоема. Познакомьтесь с
ним поближе в учебнике. Каких животных мы
еще не назвали?
(Цапля, бобр, клоп-водомерка, карась, жук-плавунец, двустворчатые моллюски, головастики, прудовик, катушка.)
Самостоятельно прочитайте в учебнике стр. 195 о животных
водоема. Что вы узнали о клопах водомерках, раках, моллюсках, прудовиках, катушках? (Ответы детей.)
Какие хищники обитают в водоемах?
Кто такие головастики?
(Головастики - это детеныши лягушек и жаб, которые появляются на свет из икринок и сначала очень похожи на маленьких рыбок)
просто не успеем.
В пресных водоемах обитают разнообразные живые организмы. Докажите, что они связаны между собой.
(Например, растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоема питаются животные. Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука - карасями.)
Как живут все обитатели водоема?
Какой из этого можно сделать вывод?
Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. К чему это приводит? Прочитайте об этом в учебнике на стр. 196.
Какие беды принес человек водоему?
(Отлов рыбы привел к увеличению количества больных рыб. Уничтожение двустворчатых моллюсков сделало воду мутной, что поставило под угрозу существование многих растений и животных.)
Что надо делать, что бы экологическое равновесие в сообществе не нарушалось?
(Надо охранять редкие растения (ку бышку и кувшинку), не ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров, не губить головастиков и лягушек - будет много комаров и мошек.)
Молодцы! Думаю, именно так вы и будете поступать в действительности. Дома познакомьтесь со статьей
V. Закрепление изученного
И в заключении урока составьте цепи питания сложившиеся в водоеме. (Взаимопроверка в парах.)
Организуется коллективная проверка.
VI. Подведение итогов урока
Выставление оценок.
VII. Домашнее задание
Стр. 191-200.
Ответить на вопросы «Проверь себя».
Выполнить задания 2,4.
Подготовить ответ на вопрос «Надо ли охранять болота?»