Притча о милосердном самарянине. "Притча о самарянине добром": значение и смысл
27 ноября 2016 года. Неделя 23-я по Пятидесятнице.
Память Апостола Филиппа.
Заговенье на Рождественский пост.
Проповедь протоиерея Вячеслава Перевезенцева на притчу о добром самарянине
Храм Святителя и Чудотворца Николая (село Макарово).
Евангелие от Луки
глава 10 стихи 25 — 37
Притча о добром самарянине
Церковнославянский | Синодальный | ||
10:25 | И се, законникъ нѣкiй воста, искушая его и глаголя: учителю, что сотворивъ, животъ вѣчный наслѣдую? | И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? | |
10:26 | Онъ же рече къ нему: въ законѣ что писано есть? како чтеши? | Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? | |
10:27 | Онъ же отвѣщавъ рече: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крѣпостiю твоею, и всѣмъ помышленiемъ твоимъ: и ближняго своего яко самъ себе. | Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. | |
10:28 | Рече же ему: право отвѣщалъ еси: сiе сотвори, и живъ будеши. | Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. | |
10:29 | Онъ же хотя оправдитися самъ, рече ко Иисусу: и кто есть ближнiй мой? | Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? | |
10:30 | Отвѣщавъ же Иисусъ рече: человѣкъ нѣкiй схождаше от Иерусалима во иерихонъ, и въ разбойники впаде, иже совлекше его, и язвы возложше отидоша, оставльше едва жива суща. | На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. | |
10:31 | По случаю же священникъ нѣкiй схождаше путемъ тѣмъ, и видѣвъ его, мимоиде. | По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. | |
10:32 | Такожде же и левитъ, бывъ на томъ мѣстѣ, пришедъ и видѣвъ, мимоиде. | Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. | |
10:33 | Самарянинъ же нѣкто грядый, прiиде надъ него, и видѣвъ его, милосердова: | Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился | |
10:34 | и приступль обвяза струпы его, возливая масло и вино: всадивъ же его на свой скотъ, приведе его въ гостинницу, и прилѣжа ему: | и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; | |
10:35 | и наутрiя изшедъ, изъемъ два сребреника, даде гостиннику, и рече ему: прилѣжи ему: и, еже аще прiиждивеши, азъ егда возвращуся, воздамъ ти. | а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. | |
10:36 | Кто убо от тѣхъ трiехъ ближнiй мниттися быти впадшему въ разбойники? | Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? | |
10:37 | Онъ же рече: сотворивый милость съ нимъ. Рече же ему Иисусъ: иди, и ты твори такожде. | Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. |
«А кто мой ближний?»
«А кто мой ближний? » — странный вопрос. И тогда, в евангельские времена, и сейчас для большинства из нас это не вопрос. Ближний тот, кто близок. И не так важно на каком основании зиждется эта близость. Одна вера, один народ, соседи, друзья, единомышленники. Важно здесь то, что эта близость представляется, как нечто уже состоявшееся. Это некая данность, реальность в которой мы живем, в которой есть наши и не наши, свои и чужие, друзья и враги, близкие и дальние. Причем, зачастую, люди оказываются в той или иной группе по формальным признакам, потому что лично мы с ними просто не знакомы.
И вот, как мне кажется, Евангелие предлагает нам совсем другой взгляд на человека и человеческие отношения. Человек не есть просто вещь или предмет мира сего, который можно описать по формальным признакам и тем самым выразить его сущность. Человек по сути своей динамичен, изменчив, его невозможно свести к природе, которую, и правда, можно описать по формальным признакам, человек есть личность, или если быть более точным, призван быть личностью. А личность это, как известно, то в человеке, что не сводится к природе (В.Лосский). Личность в человеке это то, что не просто дано человеку, а именно задано, то, что должно вырасти из того зерна, которое есть в каждом человеке (образ Божий), но может и не вырасти. Личностью, а значит, в каком то смысле, и человеком, становятся, а не рождаются. И вот именно об этом говорит Господь в притче о милосердном самарянине (Лк.10:25-37) , отвечая на провокативный вопрос законника. То, что ожидал услышать законник могло выглядеть примерно так: те-то и те-то — ближние, потому что они, например, иудеи, а вот те, нет, они же язычники или самаряне. Или, ответ мог быть совсем противоположным - ближние все, не важно какой они веры или крови. И я думаю, что именно такой ответ нам сегодня кажется единственно правильным. Но Господь не дает прямого ответа, Он рассказывает притчу и в конце Сам вопрошает законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Для нашего разговора этот вопрос Спасителя очень важен. Дело в том, что если я правильно понимаю, более точно глагол «был» употребленный в синодальном переводе стоило бы перевести как «становится». «Кто становится ближним?», — «Оказавший ему милость». Логично было решить, что ближний это священник или левит, но они прошли мимо, а самарянин, т.е. чужой или почти враг, становится ближним, делает себя ближним, а через это делает себя личностью, т.е. человеком.
И менно об этом притча о милосердном самарянине. Мир будет таким, каким его сделаем мы. Хотим, чтобы нас окружали ближние; свои, а не чужие, пусть и так не похожие на нас, надо просто видеть вокруг себя людей с их болью и радостью, надеждой и проблемами, а не красных и белых, либералов и патриотов, русских и не русских, и если есть возможность деятельно откликаться на их боль и нужду.
С обственно этим призывом Господь и заканчивает свой разговор с законником: «Иди, и ты, поступай так же» (Лк.10:37) . В переводе С.С.Аверенцева: «Ступай, и поступай так же» . Может это звучит и не так красиво, но я думаю, что Сергей Сергеевич хотел подчеркнуть этим, что Господь призывает нас этими словами не просто к действию, а именно к поступку. Не всякое действие поступок. Как замечательно сказала Ольга Седакова: «Поступок — это шаг по вертикали» . Мы за свою жизнь делаем не мало шагов, в каком-то смысле жизнь и есть движение, но большинство наших шагов меняют нас во времени и пространстве, но не меняют нас самих. Поступок - это такой шаг, который приводит к внутренним изменениям. И он может быть не только по вертикали, но и в обратную сторону. Только, если мы готовы к этим внутренним изменениям, если мы хотим стать другими, не такими как вчера, или как говорит апостол Павел: «совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол.3:9,10) , если мы готовы не просто идти по жизни, но совершать поступки, мы можем рассчитывать на то, что мы ученики Христа, а значит и то задание, которое Бог поставил перед человеком, наделяя его Своим образом, — превратить его в подобие, мы сможем выполнить.
И , как мне представляется, очень важным на этом пути становления личности, является шаг, или хотя бы внутренняя установка, но то, что бы становится ближним. Это не значит отказаться от своих убеждений, ценностей ради тех у кого они другие, это значит, для начала, постараться увидеть за этими убеждениями и ценностями человека пусть и думающего иначе, не записывая его с ходу в стан врагов. Только такая установка может дать нам шанс совершить поступок на подобии того, что совершил милосердный самарянин. А иначе вряд ли мы избежим участи священника или левита, которые не просто прошли мимо израненного человека, но и прошли мимо возможности самим стать человеком.
Представителя этнической группы, которую евреи не признают единоверцами. По мнению некоторых богословов, данная притча показывает, что «примеры человеческой доброты встречаются у всех народов и во всех верах, что Закон и заповеди Божии исполняют люди самых разных национальностей и разных вероисповеданий » .
Название «Добрый Cамарянин» («Добрый Cамаритя́нин») часто использовалось и используется благотворительными организациями.
Евангельский рассказ
|
Богословское толкование
Одним из основных моментов данной притчи считается истолкование слова «ближний» для задающего вопрос книжника и Иисуса Христа. Книжник считает «ближним» того человека, кто находится с ним в родственных отношениях или принадлежит к общей этнической или религиозной группе. А ответные слова Иисуса Христа приводят его к пониманию, что ближний - это, на самом деле, «оказавший милость». По мнению многих исследователей, эти слова, в числе прочего, также выражают необходимость считать «ближним» и всякого человека, который попал в беду или нуждается в помощи. Архимандрит Иоанн Крестьянкин считает данную притчу «назиданием о милосердном самарянине, у которого закон любви был написан в сердце, для которого ближним оказался не ближний по духу, не ближний по крови, но тот, кто случайно встретился на его жизненном пути, кто именно в ту минуту нуждался в его помощи и любви…»
Масло, упоминаемое в Лк. 10:24, в греческом оригинале передано словом elaion (елей) . Милость, которой законник охарактеризовал помощь пострадавшему, также передана схожим словом eleos . Возлияние елея и вина упоминается в контексте священных жертвоприношений Господу, например в принесении жертвы закалания (Числа 15:5). Таким образом, самарянин мог нести с собой елей и вино, предназначенные для ритуала, но пожертвовал их ради реального для него человека, нуждающегося в помощи. Этим примером Иисус отмечает, где на самом деле находится жертва, угодная Богу. Ос. 6:6 «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (также см. Прит. 21:3; Мф. 12:7; Мф. 5:7; Мф. 9:13).
Примечания
Ссылки
Притчи Иисуса Христа | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Канонические новозаветные притчи |
|
|||||||||||||
Апокрифические притчи |
Евангелие от Фомы : Притча об убийце Притча о пустом кувшине (одиннадцать прочих притч имеют новозаветные параллели) |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Я хочу предложить вам познакомиться с притчей о добром самарянине, рассказанной в Библии. Прочитайте притчу о добром самарянине и поступайте также .
Во время своей земной жизни Иисус Христос призывал своих последователей приводить к Нему людей для последующего наследования Его небесного дома. Он призывал всех работать с Ним для спасения ближних.
Такой призыв казался странным многим людям, поэтому Иисус часто повторял его.
Однажды ко Христу подошел законник и спросил: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус ответил ему: « В законе что написано? Как читаешь?» Законник сказал в ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». На это Иисус ему ответил: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить».
Но законник не поступал так. Он не любил ближнего, как самого себя и поэтому, желая оправдаться, спросил Христа: «Кто мой ближний?» (Евангелие отЛуки 10:25-29).
Священников и раввинов интересовал этот вопрос. Они относились к бедным и необразованным людям свысока, не обращали на них никакого внимания и не считали их своими ближними.
В ответ на вопрос законника Христос рассказал следующую притчу.
Один человек шел по безлюдной местности из Иерусалима в Иерихон. На него напали разбойники, избили его, отняли у него все, что было, и бросили на дороге, думая, что он мертв. Через некоторое время по этой дороге шел священник, но не остановился и прошел мимо. Потом на этом месте был левит, который тоже, взглянув на израненного человека, прошел мимо.
Эти люди служили в храме Божием и должны были быть милосердными. Но на деле оказались холодными и бесчувственными.
Позже тем же путем проезжал самарянин. Иудеи ненавидели самарян и презирали их. Иудей ни за что бы не дал самарянину напиться воды и не подал бы ему куска хлеба.
Но самарянин, когда увидел чуть живого человека, даже забыл о собственной безопасности. Ведь разбойники могли убить его. Он видел перед собой лишь незнакомца, истекающего кровью, который нуждался в немедленной помощи.
Самарянин подложил свой плащ под раненого, дал ему вина и возлил на раны масло, после чего перевязал их. Потом посадил незнакомца на своего осла и довез до гостиницы. Утром самарянин дал хозяину гостиницы денег и попросил позаботился о больном, пока тот не выздоровеет.
Рассказав это Иисус обратился к законнику и спросил: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Он ответил: «Оказавший ему милость». Тогда Иисус сказал: «Иди и ты поступай так же» (Библия, Евангелие отЛуки 10:36-37).
Таким образом, Иисус Христос учил, что всякий, нуждающийся в нашей помощи, есть наш ближний. Мы должны поступать с ним так же, как желали бы, чтобы поступали с нами .
Священник и левит считали, что они соблюдают заповеди Божьи. Но на деле заповедь исполнил лишь самарянин, потому что его сердце было наполнено любовью и милосердием. Он оказал помощь нуждающемуся, и тем самым проявил любовь как к ближнему своему, так и к Богу, Который заповедал нам любить друг друга.
Если мы оказываем друг другу необходимое милосердие – это и есть любовь к Богу.
Доброе и любящее сердце дороже всех богатств мира. Люди, творящие добро и есть дети Божьи. Они будут иметь вечную жизнь со Христом в Его небесном царстве.
Однажды к Иисусу Христу подошел один законник и сказал: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус спросил его: «В законе что написано? Что ты читаешь в нем?» Тот отвечал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего своего, как самого себя». Иисус сказал ему: «Правильно ты отвечал; так поступай, и получишь жизнь вечную». Но законник спросил Иисуса: «Кто ближний мой?» На это Иисус сказал:
Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел той дорогой и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, проходя по тому месту, подошел, посмотрел и прошел мимо. Наконец один самарянин подъехал к нему и сжалился над ним. Он перевязал ему раны, возливая на них масло и вино, посадил его на своего осла, привез в гостиницу и позаботился о нем. На другой день, отъезжая, он дал денег хозяину гостиницы и сказал ему: позаботься о нем, и если что издержишь сверх сего, я отдам тебе, когда возвращусь. Кто же, спросил Иисус, из троих был ближний попавшемуся в руки разбойникам?» - «Конечно, оказавший ему помощь», отвечал законник. Тогда Иисус сказал: «Иди, и ты поступай так же».
Надо заметить, что некоторые иудеи считали обязанностью любить только своих друзей и только им оказывать помощь, а врагов своих ненавидели, как и мы часто делаем. Но Иисус Христос дал нам другой закон. Он говорил: «Любите врагов ваших, творите добро ненавидящим вас, молитесь за оскорбляющих вас, и как хотите, чтобы поступали с вами люди, так и вы поступайте с ними».
Самаряне были во вражде с иудеями, но, не смотря на то, один самарянин помог несчастному иудею. Научимся же из этой притчи, что надо любить всех людей, и попросим Бога, чтобы Он помог нам сохранить любовь даже и к тем, которые сами не любят нас и готовы сделать нам зло. Будем помнить заповедь: «Люби ближнего своего, как самого себя». Если представится нам возможность помочь кому-нибудь, то нечего спрашивать, друг он нам или недруг, добрый или злой, соотечественник или чужой. Кто бы он ни был, он нам ближний, брат наш, и мы должны с радостью помочь ему, чем можем: деньгами, если их имеем, добрым советом, трудом или участием.
Подавая помощь ближнему, мы даем Самому Богу. Иисус Христос сказал: «Что сотворите одному из братьев Моих меньших, то Мне сотворите». Под словами «братья Мои меньшие» Он разумел всех несчастных, нуждающихся в помощи.
Перепечатано из книги: Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа. Сост. А.Н.Бахметева. М., 1894.
Новый Завет
Притча о милосердном самарянине
Один еврей, законник, желая оправдать себя, (так как евреи считали "ближними своими" только евреев, а всех остальных презирали), спросил Иисуса Христа: "а кто мой ближний?"
Чтобы научить людей считать своим ближним всякого другого человека, кто бы он ни был, из какого бы народа ни происходил и какой бы веры ни был, а также, чтобы мы были сострадательны и милосердны ко всем людям, оказывая им посильную помощь в их нужде и несчастье, Иисус Христос ответил ему притчею.
"Один еврей шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
Случайно тою дорогою шел еврейский священник. Он посмотрел на несчастного и прошел мимо.
Также и левит (еврейский церковный служитель) был на том месте; подошел, посмотрел и прошел мимо.
Затем, по той же дороге ехал самарянин. (Евреи презирали самарян так, что не садились с ними вместе за стол, даже старались не разговаривать с ними). Самарянин, увидев израненного еврея, сжалился над ним. Он подошел к нему, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино. Потом посадил его на своего осла, привез в гостиницу и там заботился о нем. А на другой день, отъезжая, он дал хозяину гостиницы два динария (динарий - римская серебряная монета) и сказал: "позаботься о нем и, если издержишь больше этого, то я, когда возвращусь, отдам тебе".
После этого Иисус Христос спросил законника: "как думаешь ты, кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?"
Законник ответил: "оказавший ему милость, (то есть самарянин)".
Тогда Иисус Христос сказал ему: "иди, и ты поступай так же".
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Луки, гл. 10 , 29-37.
Притча о милосердном самарянине , кроме прямого и ясного смысла - о любви ко всякому ближнему , - имеет еще, как учат святые отцы, и другой иносказательный, глубокий и таинственный смысл.
Человек, идущий из Иерусалима в Иерихон, есть никто иной, как наш праотец Адам, а в лице его и все человечество. Не устояв в добре, лишившись райского блаженства, Адам и Ева вынуждены были покинуть "Иерусалим небесный" (рай) и удалиться на землю, где их сейчас же встретили бедствия и всевозможные невзгоды. Разбойники - это силы бесовские, которые позавидовали невинному состоянию человека и толкнули его на путь греха, лишив наших прародителей верности заповеди Божией (райской жизни). Раны - это язвы греховные, обессиливающие нас. Священник и левит , это закон, данный нам чрез Моисея и священство в лице Аарона, которые сами по себе не могли спасти человека. Под образом же милосердного самарянина следует разуметь Самого Иисуса Христа, Который для исцеления наших немощей, под видом масла и вина , дал нам новозаветный закон и благодать. Гостиница - это Церковь Божия, где есть все необходимое для нашего лечения, а гостинник - это пастыри и учители церковные, которым Господь поручил заботу о пасомых. Утренний выход самарянина - это явление Иисуса Христа после воскресения, и Его вознесете, а два динария, данные гостиннику, - это Божественное Откровение, сохраняемое посредством Писания и Священного Предания. Наконец, обещание самарянина на обратном пути зайти опять в гостиницу для окончательного расчета , есть указание на второе пришествие Иисуса Христа на землю, когда Он "воздаст каждому по делам его" (Матф. 16 , 27).