Преставление святого апостола и евангелиста иоанна богослова. Праздник: преставление cв
Иоанн Богослов , или Иоанн Зеведеев , – один из Двенадцати апостолов. В христианской традиции является автором своего Евангелия, Книги Откровения и трех посланий, которые вошли в Новый Завет.
День апостола Иоанна Богослова отмечается в православных и лютеранских, а также в некоторых протестантских церквях. Память апостола Иоанна в православии согласно юлианскому календарю – 8 (21) мая, 30 июня (празднуется Собор Двенадцати апостолов), 26 сентября (преставление). А в Католической церкви и других церквях запада – 27 декабря.
В Откровении Иоанна Богослова говорится о 4-х животных, которые находятся у трона Бога на небесах и постоянно восхваляют Господа. Они походят на льва, быка, орла, а у четвертого – лицо человека. В связи с этим каждый из 4-х авторов Евангелия получил в христианской традиции свой символ, часто изображаемый на картинах. Символом апостола Иоанна стал орел.
В Новом Завете
Святой апостол и создатель Евангелия Иоанн Богослов родился в семье Зеведея и Саломии. По преданию, Зеведея – дочь святого . О ней упомянуто среди жен, которые служили своим имуществом Господу. Апостол Иаков – его старший брат. Простой рыбак, стал одним из учеников Иисуса Христа на Генисаретском озере: на озере оба брата оставили Зеведея, отца своего, в лодке и отправились за Христом (Мф. 4:21; Мк. 1:19).
В Евангелиях братьев Иакова и Иоанна называют сыновьями Зеведеевыми, беря за основу имя их отца; евангелист Марк это также подтвердил (Мк. 3:17). Иисус называл братьев Боанергес (арамейское слово, которое расшифровывается в Новом Завете как «сыновья грома») за их порывистый характер, который в полной мере проявился, когда:
Согласно евангельским повествованиям, Иоанн вместе со своим старшим братом Иаковом, были в близких отношениях с апостолом Петром и вместе с апостолом Петром являлись учениками, которые были приближены Господом. Они втроем стали очевидцем воскрешения дочери Иаира (Мк. 5:37; Лк. 8:51), и лишь им Иисус позволил стать свидетелями своего Преображения (Мф. 17:1; Мк. 9:2; Лк. 9:28) и Гефсиманского моления (Мк. 14:33).
На Кресте Иисус попросил Иоанна опекать Свою Мать – Деву Марию.
Об Иоанне было упомянуто в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:2), от Марка (Мк. 3:17), от Луки (Лк. 6:14), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13).
Писания апостола в Новом Завете
По традиции апостолу приписывают создание 5-ти книг Нового Завета:
1. Евангелие от Иоанна
2. Первое послание Иоанна
3. Второе послание Иоанна
4. Третье послание Иоанна
5. Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).
Имя Иоанн Богослов апостол получил, потому что Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна назвали Словом Божьим.
Дальнейшая жизнь
О последующей жизни апостола можно узнать только из церковных преданий.
Миссионерский путь
В предании описывается, что после Успения Матери Божией апостол Иоанну выпал жребий, и он пошел в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия. Его сопровождал его ученик Прохор.
В Эфесе апостол Иоанн не переставал проповедовать язычникам о Христе. И его проповедь сопровождали многочисленные и великие чудеса, поэтому количество уверовавших постоянно возрастало.
Когда император Нерон начал гонения на христиан, апостола Иоанна отвели в узах на суд в Рим и приговорили к смертной казни за проповедь своей пламенной веры в Иисуса Христа. Однако, осушив предложенную ему чашу со смертельным ядом, он не погиб. И из котла с кипящим маслом он выбрался совершенно невредимым. После несостоявшейся казни апостола сослали в заточение на остров Патмос, где он жил еще много лет.
В ссылке на о. Патмос
Житие гласит, что когда Иоанн явился на остров Патмос, его проповедь и творимые им чудеса привлекли к нему всех жителей острова: он практически каждого из них обратил в Христианство, изгнал бесов из языческих храмов и исцелил множество больных.
На острове Патмос апостол Иоанн, взяв с собой своего ученика Прохора, ушел на пустынную гору и читал там молитву в течение 3-х дней, а также держал пост. После этого пещера, в которой они проживали, начала колебаться и загремел гром. В страхе Прохор кинулся на землю. Апостол поднял его и сказал записать его последующие слова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…» . В течение 2-х дней и 6-и часов Прохор осуществлял запись Евангелия, которое было даровано апостолу. После того, как Иоанн и Прохор пришли в селение, Евангелие переписали и распространили по острову. Некоторое время спустя Иоанн снова удалился в пещеру, где провел 10 дней без еды в молитве. Когда он уже хотел выйти из пещеры, глас ему сказал: «Иоанн, Иоанн!» Апостол откликнулся ему: «что, Господи!» И сказано: «сотвори в пещере другие десять дней и откроются тебе многие и великие тайны в месте этом». Иоанн послушался и провел еще десять дней в пещере, молясь и ничего не ев. И тогда увидел великие силы, и ангела Божия, который разъяснил ему все, что он видел и слышал. После этого он позвал Прохора и сказал ему: «то, что услышишь из уст моих, запиши на бумагу».
Возвращение
Когда прошла длительная ссылка на острове Патмос, апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Эфес. Там он продолжил учить христиан беречься от возникающих ересей. Когда ему было где-то от 85 до 95 лет, апостол Иоанн в Эфесе решил записать Евангелие. Он завещал всем христианам любить Господа и друг друга. Таким образом они исполняли закон Иисуса Христа. Святой Иоанн – Апостол любви, так как он учил, что без любви человек не станет ближе к Богу и не угодит Ему. В 3-х своих Посланиях апостол Иоанн проповедует любовь к Богу и ближним, сам являясь для окружающих примером любви.
О годах жизни апостола Иоанна можно сказать лишь приблизительно. Церковь говорит, что распятие Христа он видел в 16 лет, а ушел в мир иной он в 100-ом году, являясь единственным живым апостолом, который видел Иисуса Христа во время Его земной жизни. То есть жил он где-то с 17 до 100 гг. н.э.
Всех других апостолов в это время уже постигла мученическая смерть. Вся христианская церковь очень почитала апостола Иоанна, поскольку он был тайнозрителем судеб Божиих. На иконах святой апостол Иоанн изображен с орлом, который символизирует высокое парение его богословской мысли.
В письменном виде о личности Иоанна Богослова писал и его ученик Игнатий Богоносец, который являлся третьим епископом Антиохийским по апостоле Петре и Еводе и был отдан на растерзание львам 20 декабря 107 года в Риме.
Считается, что последним человеком, который видел живого Христа был именно Игнатий Богоносец, который на 7 лет пережил Иоанна Богослова. По преданию, свое прозвище он получил потому, что Иисус брал его еще ребенком на руки (Евангелие от Матфея, 18:2-5).
Воскрешение мертвых апостолом
Согласно житию апостола, имели место следующие случаи воскрешения им из мертвых:
─ святого евангелиста и ближайшего ученика Иисуса Христа. Эта дата входит в число великих праздников, причтенных к двунадесятым, то есть несколько уступающим по значению двенадцати важнейшим после Пасхи торжествам, но, тем не менее, являющимся важными вехами годового литургического цикла.
Сыны грома
Со страниц Нового Завета и из Священного Предания известно, что отцом евангелиста Иоанна был простой рыбак по имени Заведей , а матерью - дочь праведного Иоанна Обручника от первого брака Саломия. В день памяти апостола Иоанна Богослова всегда упоминается, что он относится к числу первых учеников Иисуса Христа, призванных им на служение.
Свершилось это событие на берегу Генисаретского озера , когда Иоанн вместе со своим братом Иаковом помогал отцу в его работе. По зову Спасителя молодые люди навсегда оставили свои прежние занятия и последовали за Ним.
Во святом Евангелии от Марка говорится, что Иисус весьма возлюбил обоих братьев и за неуёмный, порывистый характер нарёк их Сынами Грома, что на древнееврейском языке звучит как «Боанергес ». Следуя за Христом на всём пути его земного служения, они явились свидетелями и участниками многих важнейших событий.
Свидетели чудес господних
Так, в день памяти Иоанна Богослова с церковных амвонов читаются евангельские строки, в которых описывается Преображение Господне на горе Фавор и подчёркивается, что неслучайно это чудо было явлено пред очами и обоих сынов Заведеевых. В этом выражается особое отношение Иисуса к этим трём его ученикам .
Кроме того, в день памяти Иоанна Богослова непременно вспоминаются отрывки из 5-й главы Евангелия от Марка и 8-й от Луки, в которых повествуется о воскрешении дочери Иаира ─ весьма важного лица, возглавлявшего одну из синагог. Это чудо, при котором воля господня заставила раздвинуться пределы человеческого естества, также было явлено на глазах апостола Иоанна.
Свидетель страстей Христовых
И уж не одно пастырское слово в день памяти Иоанна Богослова не обходится без упоминания Тайной вечери, на которой, согласно евангельским текстам, святой апостол возлежал рядом с Иисусом Христом и, прильнув к Нему, задал вопрос об имени предателя, находившегося среди присутствующих.
Не покинул Иоанн своего Учителя и в самые трагические для него моменты. Святые евангелисты поведали миру о том, как он сопровождал связанного Христа, когда его вели в дом богопротивных первосвященников Каиафы и Анны. Находился апостол Иоанн и на архиерейском дворе в ту холодную весеннюю ночь, предшествовавшую кровавой развязке.
Также следовал он за Спасителем на всём протяжении его крестного пути, а затем, стоя на вершине Голгофы, скорбел вместе с Пречистой Божьей Матерью. Высшим проявлением любви к ученику явились слова господа, в которых он с высоты креста заповедал Иоанну Богослову дальнейшее попечение о своей матери, забота о которой отныне стала его священным долгом, который он свято исполнял вплоть до её успения .
Проповеди апостола любви
Когда же Пресвятая Богородица завершила свой земной путь и господь вознёс её душу в свои небесные чертоги, апостол Иоанн отправился вместе со своим учеником Прохором проповедовать слово божье на западное побережье Малой Азии, в город Эфес. Из книги " Деяния апостолов" известно, что во время морского пути корабль, на котором плыл Иоанн Богослов, попал в ужасный шторм, и лишь волей божьей он избежал гибели и на сороковой день был вынесен волной на берег.
Там же говорится о том, что во время проповедей апостола господь посылал свои знамения и являл людям различные чудеса, что помогало уверовать во Христа даже самым неискушённым. Покидая Эфес, святой апостол оставил после себя множество новообращённых христиан, объединившихся в общину, продолжавшую расти все последующие годы. Главной идеей проповедей, произнесённых им в период всего своего служения, был призыв к любви, без которых, как он учил, человек не может приблизиться к своему Творцу. Именно поэтому Иоанна Богослова принято называть «апостолом любви».
Святой изгнанник
Произнося проповедь в день памяти Иоанна Богослова, пастыри нередко вспоминают эпизоды его земного пути, ставшие известными нам, как отмечалось выше, со страниц Нового Завета, а также из Священного Писания. В частности, говоря о том покровительстве, которое господь оказывал своему любимому ученику, вспоминают, как нечестивые язычники схватили апостола и доставили в Рим, где намеревались предать его лютой смерти. Однако всемилостивый Творец уберёг его и от пагубного действия яда, который Иоанна заставили выпить, и от кипящего масла, в котёл с которым его бросили палачи.
Поняв своё бессилие перед служителем божьим, римляне сослали его на остров Патмос, жители которого во множестве были обращены в христианскую веру пламенными проповедями святого изгнанника. Об истинности произносимых им речей неопровержимо свидетельствовали знамения, во множестве ниспосылаемые господом, и чудеса, явленные им через своего проповедника. Так, осталось немало свидетельств об исцелении недужных и прозрении слепых.
Пленник острова Патмос
К числу наиболее значимых деяний, также упоминаемых в день памяти Иоанна Богослова, относится изгнание им бесов, кои во множестве заполняли языческие капища, устроенные на острове. Приходилось ему и преодолевать сопротивление служителей зла, одним из которых был волхв по имени Кинопс . К каким только бесовским ухищрениям он не прибегал, но благодатью Божьей и силой, ниспосланной ему по молитвам, святой праведник возобладал над ним, и нечестивец был низвержен в морскую пучину, где и закончил свои дни.
Отбывая на Патмосе ссылку, Иоанн Богослов написал одно из главных произведений Нового Завета ─ книгу «Откровение», известную также под названием «Апокалипсис». В ней, руководствуясь наитием божьим, апостол возвестил людям тайны конца света и судьбу, уготованную Церкви. Иллюстрация работы В. М. Васнецова приводится ниже.
Возвращение в Эфес
Когда же, наконец, истекли дни его вынужденного пребывания на острове, он вновь вернулся в где продолжил благовествовать учение о воскрешении сына божьего и всячески оберегать жителей от влияния лжепророков, во множестве наводнивших страну и пытавшихся завладеть их умами.
В этот же период святым апостолом было написано его знаменитое Евангелие , вошедшее в состав книг Нового Завета, а также три соборных послания, в которых он разъяснял ряд аспектов нового вероучения. Выдержки из этих текстов также звучат с церковных амвонов в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Вразумление заблудших
Свою проповедь любви святой Иоанн подкреплял конкретными делами. Так, Священное Предание повествует о том, как уже в преклонных летах ему стало известно об одном юноше, сбившемся с пути истинного и ставшем предводителем шайки разбойников. Оставив все свои дела и не мешкая ни минуты, апостол отправился на поиски молодого человека, ступившего на путь душегубства и обрекавшего себя на вечную погибель.
Господь направил его стопы во глубину пустыни, где лихие разбойники скрывались от преследователей. Трудно было святому пастырю достучаться до сердец злодеев, но, тронутые его искренностью и любовью, они, наконец, раскаялись в содеянном и вместе со своим вожаком - тем самым юношей, о котором довелось услышать апостолу Иоанну - вернулись к праведной жизни.
Конец земного пути
Известно, что евангелист Иоанн стал единственным из кому было суждено умереть естественной смертью. О его кончине сообщает нам Священное Предание. В нём говорится, что земной путь верного служителя Божьего продолжался более ста лет, и по его завершении он лег в могилу и повелел ученикам засыпать себя ещё живого землёй (иллюстрация приведена выше).
Обливаясь слезами и безумно скорбя, они тем не менее не посмели перечить наставнику и выполнили его волю. Когда же по истечении некоторого времени многочисленные последователи апостола попытались перезахоронить его останки и с этой целью вскрыли могилу, то она оказалась пуста. Этот удивительный факт породил среди богословов последующих веков множество самых противоречивых толкований.
Память святого апостола
По прошествии трёх столетий, когда христианская вера, выйдя из подполья, обрела общегосударственный статус, на том месте, где когда-то был погребён апостол Иоанн, возвели небольшую церковь, а в VI веке, при императоре Юстиниане, построили собор, увенчанный шестью куполами. До наших дней от этой постройки сохранилась лишь часть напольных плит, несколько колонн и фрагменты стен (фото приводится выше).
Русская Православная Церковь отмечает день памяти Иоанна Богослова 9 октября, в годовщину его кончины. Кроме того, ему посвящаются проповеди 21 мая и 13 июля, в праздник двенадцати всехвальных апостолов божьих. В западных же церквях принято отмечать день памяти Иоанна Богослова (по новому стилю) 27 декабря.
Праздники, посвященные памяти святых, важны для верующих людей, так как верная молитва в такой день может спасти душу и помочь во многих ситуациях. Именно поэтому 9 октября важно вспомнить про день памяти Иоанна Богослова.
Иоанн Богослов — святой, который, согласно церковной традиции, считается одним из 12 апостолов Иисуса Христа. Этому святому посвящено несколько праздников — 21 мая, 13 июля и 9 октября. Последняя дата — день преставления Иоанна Богослова, когда апостол покинул земную юдоль.
Молитва Иоанну Богослову на церковнославянском языке:
О великий и всехвальный апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, наперсниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам оставление всех прегрешений наших, елико согрешихом от юности нашея, во всем житии нашем, делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы. Во исходе же душ наших помози нам, грешным, избавитися воздушных мытарств и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Через несколько дней после дня преставления Иоанна Богослова отмечается еще один важный праздник — . Покров символизирует победу над злом и силу заступничества небес, которые берегут праведных людей от зла. Желаем вам мира в душе, и если наша публикация оказалась для вас полезной, не забывайте нажимать на кнопки и
08.10.2018 03:14
Ежегодно христиане отмечают важное православное празднество - Покров Пресвятой Богородицы. Историю и значение этого праздника...
Во время празднования Крещения православные христиане набирают воду, которая обладает уникальными свойствами. В ночь с...
Святой
Иоанн Богослов |
Житие
святого Апостола и Евангелиста Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сын Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника. Он призван был на проповедь Евангелия от рыбарских сетей. Когда Господь наш, Иисус Христос, ходя при море Галилейском, избирал Себе из рыбарей апостолов и уже призвал двух братьев, Петра и Андрея, то увидал тогда и других братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, починивающих сети свои в лодке с отцом их Зеведеем, и призвал их. Тотчас, оставив лодку и отца своего, они пошли за Иисусом Христом. При самом призвании своем, Иоанн назван был от Господа "Сыном громовым", потому что богословие его, как гром, должно было слышаться во всем мире и наполнить всю землю. И ходил Иоанн за благим Учителем своим, поучаясь исходящей от уст Его премудрости; и был он весьма любим Господом своим Христом за совершенное незлобие свое и девственную чистоту. Господь почтил его как изряднейшего и из числа двенадцати апостолов: он был одним из тех трех ближайших учеников Христовых, которым много раз Господь открывал Свои Божественные тайны. |
Так любим был Иоанн Господом, что один только он мог беспрепятственно возлежать на персях Господних и дерзновенно спросить Его об этой тайне. Но и Иоанн проявил к любившему его Учителю взаимную любовь свою, большую иных апостолов: ибо во время вольных страданий Христа все они, оставивши Пастыря своего, бежали, а он один неотлучно смотрел на все мучения Христовы, сердечно Ему сострадая, плача и рыдая с Пречистою Девою Марией, Матерью Господа, и даже не отошел с Ней от пострадавшего за нас Сына Божия до самого креста и смерти Спасителя. За это и был он усыновлен от Господа при кресте Пречистой Деве Марии: вися на кресте Господь, "увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе" (Ин 19:26-27). И относился он к Ней, как к матери своей, со всяким уважением и служил Ей до честного и славного успения ее. В день же ее успения, когда честное и святое тело Божией Матери несли на погребение, святой Иоанн шел перед одром ее с блистающим, как свет, царским скипетром, который принес Пречистой Деве архангел Гавриил, возвещая Ей о принесении ее от земли на небо.
После
успения Пресвятой Богородицы святой Иоанн отправился вместе
с учеником своим Прохором в Малую Азию, где выпал ему
жребий проповедовать Слово Божие. Идя туда, святой Иоанн
скорбел, так как предвидел напасти на море, о которых
он и предсказал ученику своему Прохору. Случилось, что,
когда они сели в Иоппии на корабль и начали плавание,
в одиннадцатый час дня настала великая буря, а ночью корабль
разбился, и все бывшие на нем плавали в волнах морских,
держась, кто за что ухватился. В шестой же час дня море
выбросило всех их с Прохором на берег в пяти поприщах
от Селевкии: один только Иоанн остался в море. Много и
долго плакал Прохор и пошел в Азию один. На четырнадцатый день пути пришел он к одному селению, при море лежащему, и остановился здесь для отдыха. И вот в то время, как однажды он глядел на море и тосковал об Иоанне, вспенившаяся волна морская с великим шумом хлынула на берег и выбросила Иоанна живым. Прохор подошел посмотреть, кого выбросило море, и, встретив Иоанна, поднял его с земли, и, обнявшись, они плакали и за все благодарили Бога. Так святой Иоанн четырнадцать дней и ночей пробыл в море, и благодатью Божией остался живым. Вошедши в селение, попросили они воды и хлеба и, подкрепившись, отправились в Ефес. Когда же они вошли вместе в город, их встретила жена по имени Романа (Ромека), прославившаяся даже до Рима злобою дел своих, которая держала в том городе общие бани. И вот она, нанявши Иоанна и Прохора, приставила их работать в бане и мучила. Хитростью своей она привлекла их обоих в услужение себе: Иоанна приставила поддерживать огонь, а Прохора наливать воду, того и другого на всю их жизнь, и немало оставались они в великой беде. Был же в бане той демон, который ежегодно умерщвлял одного из моющихся в ней - юношу или отроковицу. Когда строилась эта баня и полагалось основание, то, по бесовскому наваждению, вкопали тут живыми юношу и отроковицу; с тех пор и стало совершаться такое убийство. Случилось же в то время войти в баню некоему отроку по имени Домн, сыну городского старшины Диоскорида. |
|
Помолившись, Иоанн воскресил отрока. Романа пришла в ужас. Она называла Иоанна Богом или Сыном Божиим, но Иоанн проповедовал силу Христову и учил веровать во Христа. Затем воскресил он и Диоскорида, и уверовали во Христа Диоскорид и Домн, и все они крестились. И напал на всех людей страх, и дивились они случившемуся. Одни говорили про Иоанна и Прохора, что они волхвы, другие же справедливо возражали, что волхвы мертвых не воскрешают. Иоанн изгнал беса из бани, и пребывали они с Прохором в доме Диоскоридовом, утверждая новопросвещенных в вере и уча их добродетельной жизни.
В одно время случился в Ефесе праздник Артемиде, и весь народ в белых одеждах праздновал, торжествуя и ликуя при храме Артемидином; против же храма стоял идол той богини. И вот Иоанн, войдя на высокое место, стал близ идола и громогласно обличал слепоту язычников, что они не знают, кому поклоняются, и вместо Бога почитают беса. Народ же исполнился за это ярости и бросал в Иоанна камнями, но ни один из камней не попал в него: камни наоборот побивали самих же бросающих их. Иоанн, воздев руки к небу, начал молиться - и тотчас настала на земле жара и зной великий, и попадало из множества людей до 200 человек, и все они умерли, а прочие едва пришли в себя от страха и умоляли Иоанна о милости, ибо ужас и трепет напали на них. Когда же Иоанн помолился Богу, все умершие воскресли, и припали все к Иоанну и, уверовав во Христа, крестились. Там же, на некотором месте, называемом Тихи, Иоанн исцелил расслабленного, лежавшего 12 лет. Исцеленный прославил Бога.
|
После того как Иоанном совершены были и многие другие знамения, и слух о чудесах его распространился повсюду, бес, пребывающий в капище Артемидином, боясь, что и он будет низложен Иоанном, принял на себя образ воина, и сел на видном месте и горько плакал. Проходящие мимо спрашивали его, откуда он и отчего так сильно плачет. Он же говорил: "Я из Кесарии Палестинской, начальник над темницами, велено мне было стеречь двух волхвов, из Иерусалима пришедших, Иоанна и Прохора, коих, по причине множества их злодеяний, осудили на смерть. Утром они должны были погибнуть лютой смертью, но волхвованием
своим ночью убежали из темничного заключения, а я из-за
них впал в беду, так как князь хочет погубить меня вместо
них. Я умолил князя, чтобы он пустил меня преследовать
их, и вот я слышу, что те волхвы находятся здесь, но
не имею никого, кто бы помог мне поймать их". |
- Тебе говорю, нечестивый бес, скажи, сколько лет ты живешь здесь, и ты ли возбудил против нас народ этот?
Бес же отвечал:
- 109 лет я пребываю здесь, и я возбудил народ этот на вас.
Иоанн же сказал ему:
Во имя Иисуса Назарянина повелеваю тебе оставить место это. И тотчас бес вышел.
Ужас объял всех людей, и они уверовали во Христа. Были сотворены от Иоанна и еще большие знамения, и многое множество народа обратилось к Господу.
В то время Домициан, император римский, воздвиг на христиан большое гонение, и Иоанн был оклеветан перед ним. Епарх Асийский, схватив святого, отослал связанным в Рим к кесарю, где за исповедание Христово Иоанн прежде всего претерпел удары, а затем должен был выпить чашу, наполненную смертоносным ядом. Когда же по слову Христову: "если что смертоносное выпьют, не повредит им" (Мк 16:18), он не получил от нее вреда, тогда был ввергнут в котел с кипящим маслом, но и оттуда вышел невредимым. И вопиял народ: "велик Бог христианский!" Кесарь же, не дерзая более мучить Иоанна, счел его бессмертным и осудил на изгнание на остров Патмос, как и сказал Господь во сне Иоанну: "Много подобает тебе пострадать, и будешь изгнан на некоторый остров, который весьма в тебе нуждается".
Взявши Иоанна с Прохором, воины отвели их на корабль и отплыли. В один из дней их плавания сели вельможи царские обедать и, имея множество яств и питий, развеселились. Один из них, юноша, играя, упал с корабля в море и утонул. Тогда их веселье и радость обратились в плач и сетование, ибо не могли они помочь упавшему в глубину морскую. Особенно же сильно рыдал отец того отрока, находившийся здесь же на корабле: он хотел броситься в море, но был удержан другими. Зная силу Иоанна творить чудеса, все они начали усердно просить его о помощи. Он же спросил каждого из них, какого кто чтит бога; и один сказал: Аполлона, другой - Зевса, третий - Геркулеса, иные - Эскулапа, другие - Артемиду Ефесскую.
И сказал им Иоанн:
- Столько богов имеете вы, и не могут они спасти одного утонувшего человека! И
оставил он их в печали до утра. Наутро же сжалился Иоанн над гибелью юноши и усердно помолился Богу со слезами. Тотчас сделалось на море волнение, и одна волна, поднявшись до корабля, выбросила юношу живым к ногам Иоанновым. Видя это, все удивились и возрадовались о спасенном от потопления юноше. Иоанна же они начали весьма почитать и сняли с него железные оковы.
Однажды ночью, в пять часов, случилась на море великая буря, и все начали кричать, отчаявшись в жизни своей, так как уже и корабль сталь разрушаться. Тогда возопили все к Иоанну, прося, чтобы он помог им и умолил своего Бога о спасении их от погибели. Повелев им молчать, святой начал молиться, - и буря тотчас прекратилась и настала великая тишина.
Один воин был одержим желудочной болезнью и уже умирал; его апостол сделал здоровым.
Оскудела вода на корабле, и многие, изнемогши от жажды, были близки к смерти. Иоанн сказал Прохору:
- Наполни сосуды водою морской.
И когда сосуды были наполнены, он сказал:
- Во имя Иисуса Христа почерпайте и пейте!
Почерпнувши, нашли воду сладкой и, напившись, отдохнули. Видя такие чудеса, спутники Иоанна приняли крещение и хотели отпустить Иоанна на свободу. Но он сам уговорил их отвести его на указанное ему место. Прибывши на остров Патмос, они отдали игемону послание. Мирон же, тесть игемонов, взял Иоанна и Прохора в свой дом. У Мирона был старший сын, по имени Аполлонид, имевший в себе прорицающего беса, который предсказывал будущее; и все считали Аполлонида за пророка. В то время, как Иоанн входил в дом Миронов, Аполлонид тотчас пропал без вести; он убежал в другой город, боясь, чтобы прорицающий бес не был изгнан из него Иоанном. Когда в дому Мироновом поднялся вопль об Аполлониде, пришло от него уведомление, извещающее, что его изгнал из дому своим чародейством Иоанн, и что он не может возвратиться до тех пор, пока Иоанн не будет погублен.
Прочитав письмо, Мирон пошел к зятю своему игемону возвестить о случившемся; игемон же, схватив Иоанна, хотел отдать его на съедение зверям. Но Иоанн умолял игемона, чтобы он потерпел немного и позволил ему послать ученика своего к Аполлониду, обещаясь возвратить его в дом. Игемон не препятствовал послать ученика, но самого Иоанна, связав двумя веригами, посадил в темницу. И пошел Прохор к Аполлониду с Иоанновым посланием, в котором написано было так: "Я, Иоанн, апостол Иисуса Христа, Сына Божия, прорицающему духу, живущему в Аполлониде, повелеваю именем Отца, и Сына, и Св. Духа: выйди из создания Божьего и никогда не входи в него, но будь один вне этого острова в местах безводных, а не среди людей". Когда Прохор пришел к Аполлониду с таким посланием, бес тотчас вышел из него. Аполлониду вернулся разум, и, как бы воспрянув от сна, пошел он с Прохором обратно в свой город. Но не тотчас вошел он в дом, а сперва устремился в темницу к Иоанну и, припадая к ногам его, воздал ему благодарение за то, что он освободил его от нечистого духа. Узнавши о возвращении Аполлонида, родители, братья и сестры его, все собрались и радовались, а Иоанн был освобожден от уз. Аполлонид поведал о себе следующее: "Уже много лет прошло с тех пор, как я спал на одре своем глубоким сном. Некоторый человек, став по левую сторону одра, потряс меня и разбудил, - и я увидал, что он чернее обожженного и гнилого пня; глаза у него горели, как свечи, и вострепетал я от страха. Он же сказал мне: "открой уста свои"; я открыл, и вошел он в уста мои и наполнил мое чрево; с этого часа сделалось мне известным доброе и злое, а также и все, случающееся в доме. |
|
Услышавши это, все припали к ногам Иоанна. Он же, отверзши уста, поучал их вере в Господа нашего Иисуса Христа. И уверовал Мирон с женой и детьми своими, все они крестились, и была в доме Мироновом радость великая. А после и жена игемонова, Хризиппида, дочь Миронова, приняла со своим сыном и всеми рабами своими святое крещение; за ней крестился и муж ее, Лаврентий, игемон того острова, сложив при этом с себя власть свою, чтобы свободнее служить Богу. И оставался Иоанн с Прохором в дому Мироновом три года, проповедуя слово Божие. Здесь сотворил он силою Иисуса Христа много знамений и чудес: исцелил больных и бесов прогнал, храм Аполлонов со всеми его идолами разрушил одним словом своим, и многих, обратив к вере во Христа, крестил.
Был в стране той один волхв по имени Кинопс, живший в пустыне и много лет знавшийся с нечистыми духами. По причине производимых им привидений все жители острова считали его за бога. Жрецы же Аполлоновы, вознегодовавшие на Иоанна за разорение капища Аполлона и за то, что он всех людей сделал последователями Иисуса Христа, пришли к Кинопсу и жаловались ему на апостола Христова, умоляя отметить за бесчестие их богов. Кинопс, однако, не захотел идти в город сам, так как много лет жил в том месте безвыходно. Но граждане еще чаще стали ходить к нему с той же просьбой. Тогда он обещал послать в дом Миронов духа лукавого, взять душу Иоаннову и предать ее вечному суду. Утром он послал к Иоанну одного из князей над злыми духами, повелевая принести к себе душу его. Придя в дом Миронов, бес стал на том месте, где был Иоанн. Иоанн же, увидев беса, сказал ему:
- Именем Христовым повелеваю тебе не сходить с этого места до тех пор, пока ты не скажешь мне, для какой цели ты пришел сюда ко мне.
Будучи связан словом Иоанновым, бес стал неподвижно и сказал Иоанну:
- Жрецы Аполлона пришли к Кинопсу и умоляли его, чтобы он шел в город и навел на тебя смерть, но он не захотел, говоря: "много лет я живу на этом месте, не выходя; стану ли утруждать себя теперь из-за человека худого и ничтожного? Идите путем своим, утром же я пошлю своего духа, и возьмет он душу его и принесет ко мне, а я предам ее вечному суду.
И сказал Иоанн бесу:
- Посылал ли он тебя когда-либо взять душу человеческую и принести ему?
Бес отвечал:
- Вся сила сатанинская в нем, и он имеет соглашение с нашими князьями, а мы с ним - и Кинопс слушает нас, и мы его.
- Я, апостол Иисуса Христа, повелеваю тебе, злой дух, не входить в жилища человеческие и не возвращаться к Кинопсу, но уйти с этого острова и мучиться. И тотчас бес удалился с острова. Кинопс же, видя, что дух не возвратился, послал другого; и тот также пострадал. И еще двоих из князей темных послал он: одному велел войти к Иоанну, а другому стоять снаружи, чтобы принести ему ответ. Вошедший к Иоанну бес пострадал так же, как и приходивший ранее; другой же бес, стоявший снаружи, видев беду своего друга, убежал к Кинопсу и рассказал о случившемся. И исполнился Кинопс ярости и, взяв все множество бесовское, пришел в город. Весь город обрадовался, видя Кинопса, и все, приходя, кланялись ему. Найдя Иоанна учащим народ, Кинопс исполнился сильной ярости и сказал народу:
- Мужи слепые, заблуждавшиеся от истинного пути, послушайте меня! Если Иоанн праведен, и все сказанное им истинно, пусть он побеседует со мной и сотворит такие же чудеса, какие творю я, и вы увидите, кто из нас больше, Иоанн или я. Если он окажется сильнее меня, то буду веровать словам и делам его и я.
И сказал Кинопс одному юноше:
- Юноша! Жив ли отец твой?
Он же отвечал:
- Умер.
И сказал Кинопс:
- Какою смертью?
Тот же отвечал: Он был пловцом и, когда корабль разбился, утонул в море.
И сказал Кинопс Иоанну:
- Теперь покажи, Иоанн, силу твою, чтобы мы поверили словам твоим: представь сыну отца его живым.
Иоанн отвечал:
- Не послал меня Христос мертвых извлекать из моря, но людей обольщенных поучать.
И сказал Кинопс всему народу:
- Хотя теперь поверьте мне, что Иоанн - льстец и обманывает вас; возьмите его и держите, пока я не приведу отроку отца его живым.
Они взяли Иоанна, а Кинопс распростер руки и ударил ими по воде. Когда послышался на море плеск, все испугались, а Кинопс стал невидим. И все закричали:
- Велик ты, Кинопс!
И внезапно вышел Кинопс из моря, держа, как сказал, отца отрока. Все удивились. И сказал Кинопс:
- Это ли отец твой?
- Да, господин, - отвечал отрок.
Тогда народ припал к ногам Кинопса и хотел убить Иоанна. Но Кинопс запретил им, говоря:
- Когда увидите больше этого, тогда пусть будет мучен он. Затем, призвав другого человека, он сказал:
- Имел ли ты сына?
И ответил тот:
- Да, господин, имел, но некто по зависти убил его.
И тотчас воззвал Кинопс голосом, призывая по именам убийцу и убиенного, - и оба они предстали. И сказал Кинопс Иоанну:
- Удивляешься ли ты, Иоанн?
Святой Иоанн ответил:
- Нет, я этому не удивляюсь.
Кинопс сказал:
- Больше увидишь, и тогда будешь дивиться, и не умрешь, пока я не устрашу тебя знамениями.
И ответил Иоанн Кинопсу:
- Знамения твои скоро разрушатся.
Услышав такие слова, народ бросился на Иоанна и бил его до тех пор, пока не счел его мертвым. И сказал Кинопс народу:
- Оставьте его без погребения, пусть птицы растерзают его.
|
И
они отошли от того места, радуясь с Кинопсом. Вскоре,
однако, услыхали, что Иоанн учит на месте, где побивали
камнями преступников. Кинопс призвал беса, при помощи
которого чародействовал, и, придя на то место, сказал
Иоанну: Смилостившись
над народом, Иоанн помолился о спасении его, и много
побеседовав с ним о вере, воскресил их детей, исцелил
больных, - и все они единодушно обратились к Господу,
крестились и разошлись по домам своим, славя Христа.
А Иоанн вернулся в дом Миронов и, часто приходя к народу,
поучал его вере в Иисуса Христа. Однажды он нашел лежащим
при дороге больного человека, сильно страдавшего горячкой,
и исцелил его крестным знамением. Один иудей, по имени
Филон, который препирался с апостолом от Писания, увидев
это, попросил Иоанна в свой дом. Была же у него жена
в проказе; та припала к апостолу и тотчас исцелилась
от проказы и уверовала во Христа. Тогда уверовал и сам
Филон, и воспринял со всем домом своим святое крещение.
Вышел затем святой Иоанн на торжище, и собрался к нему
народ послушать от уст его спасительного учения. Пришли
и жрецы идольские, из которых один, искушая святого,
сказал: |
Помилуй меня, святитель Божий, и исцели меня именем Христа,
Бога твоего, ибо я верую, что нет иного Бога, кроме Его.
Тронутый мольбами, святой исцелил жреца и, научив вере, крестил
его во имя Иисуса Христа.
Утром пришел Иоанн на место, где лежал человек, страдавший
водянкой и не встававший с постели 17 лет. Апостол исцелил
его словом и просветил святым крещением. В тот же день прислал
за Иоанном человек, ставший игемоном после зятя Миронова,
Лаврентия, усердно умоляя святого прийти в его дом; ибо жене
игемоновой, бывшей непраздной, настал час родить, и она весьма
страдала, будучи не в силах разрешиться от бремени. Апостол
скоро пришел и едва только ступил на порог дома, как жена
тотчас родила, и болезнь облегчилась. Увидев это, игемон уверовал
во Христа со всем домом своим.
Прожив
там три года, Иоанн отошел в другой город, жители которого
помрачены были тьмою идолопоклонства. Когда он вошел туда,
то увидал народ, празднующий бесам, и несколько связанных
юношей. И спросил Иоанн одного из стоящих там:
- Для чего связаны юноши сии?
Человек тот ответил:
- Мы почитаем великого бога - волка, которому совершаем ныне
праздник; ему-то эти юноши и будут заколоты в жертву.
Иоанн попросил показать ему их бога, на что человек тот сказал:
- Если хочешь видеть его, подожди до четвертого часа дня;
тогда ты увидишь жрецов идущих с народом на то место, где
является бог; пойди с ними, и ты увидишь нашего бога.
Иоанн же сказал:
- Вижу, что ты человек добрый, я же пришел; умоляю тебя, сведи
меня сейчас же на то место сам: ибо весьма я желаю видеть
вашего бога; и если ты покажешь мне его, я дам тебе драгоценный
бисер.
Тот повел Иоанна и, показав ему болото, наполненное водой,
сказал:
- Отсюда бог наш выходит и является народу.
И ждал Иоанн выхода того бога; и вот около четвертого часа
дня явился бес, выйдя из воды в виде огромного волка. Остановив
его именем Христовым, святой Иоанн спросил:
- Сколько лет ты живешь здесь?
- 70 лет, - отвечал диавол.
Апостол же Христов сказал:
- Именем Отца и Сына и Св. Духа повелеваю тебе: уйди с этого
острова и никогда не приходи сюда.
И диавол тотчас исчез. А человек тот, видя случившееся, ужаснулся
и припал к ногам апостола. Иоанн научил его вере святой и
сказал ему:
- Вот, ты имеешь от меня тот бисер, который я обещал дать
тебе.
Тем временем дошли до того места со связанными отроками жрецы,
имея в руках своих ножи, а с ними и много народу. Долго ждали
они выхода волка, чтобы заколоть на съедение ему отроков.
Наконец, подошел к ним Иоанн и стал просить, чтобы освободили
они неповинных отроков:
- Нет уже, - сказал он, - бога вашего - волка; это был бес,
и сила Христова победила его и прогнала.
Услышав, что волк погиб, они испугались, и, не найдя его,
несмотря на долгие поиски, освободили отроков и отпустили
здоровыми. Святой Иоанн начал проповедовать им о Христе и
обличать их прельщение, и многие из них, уверовавши, крестились.
Была в том городе баня. Однажды мылся в ней сын жреца Зевсова,
и умерщвлен был диаволом, обитавшим в бане. Услыхав об этом,
отец его с великим плачем пришел к Иоанну, прося воскресить
сына и обещая уверовать во Христа. Святой пошел с ним и именем
Христовым воскресил умершего. И спросил он юношу, какая была
причина его смерти:
Тот отвечал:
- Когда я мылся в бане, кто-то черный вышел из воды, хватил
меня и удавил.
Уразумев, что в той бане живет бес, святой заклял его и спросил:
- Кто ты и зачем ты живешь здесь?
Бес ответил:
- Я тот, которого ты выгнал из бани в Ефесе, и живу здесь
уже шестой год, вредя людям.
Святой Иоанн изгнал его и из этого места. Увидев это, жрец
уверовал во Христа и крестился с сыном и со всем домом своим.
После этого вышел Иоанн на торговую площадь, где собрался
к нему почти весь город, чтобы слышать слово Божие. И вот
одна женщина пала к ногам его, с плачем умоляя, чтобы он исцелил
бесноватого сына ее, для исцеления которого она отдала врачам
почти все имущество. Апостол велел привести его к себе и,
как только посланные сказали бесноватому: "тебя зовет
Иоанн", бес тотчас вышел из него. Придя к апостолу, исцеленный
исповедал веру во Христа и крестился вместе с матерью своей.
В
том же городе был особенно чтимый храм идола Бахуса, называемого
у идолопоклонников "отцом свободы". Собираясь здесь
в праздник его с пищей и питием, мужчины и женщины веселились
и, упившись, творили в честь мерзкого бога своего великое
беззаконие. Придя сюда во время праздника, Иоанн обличал их
за скверное их празднование; жрецы же, которых было здесь
множество, схвативши его, били и бросили связанным, а сами
опять возвратились к своему мерзкому делу. Святой Иоанн помолился
Богу, да не потерпит Он такого беззакония; и тотчас идольское
капище разрушилось до основания и побило всех жрецов; прочие
же люди, испугавшись, освободили апостола от уз и умоляли
его, чтобы и их не погубил он.
В том же городе был знаменитый волхв по имени Нукиан; узнав
о падении капища и гибели жрецов, он весьма вознегодовал и,
придя к святому Иоанну, сказал:
- Нехорошо ты сделал, что разрушил храм Бахуса и погубил его
жрецов; умоляю тебя снова воскресить их, как воскресил ты
сына жреца в бане, и тогда я стану веровать в Бога твоего.
Святой Иоанн отвечал:
- Причиной их гибели было их беззаконие; поэтому недостойны
они жить здесь, но пусть мучатся в геенне.
- Если ты не можешь воскресить их, - сказал Нукиан, - то я
именем богов моих воскрешу жрецов и восстановлю капище, ты
же смерти не избежишь.
Сказавши это, они разошлись. Иоанн пошел учить народ, а Нукиан
отправился на место павшего капища и, обойдя его с волхвованием,
сделал то, что явилось 12 бесов в образе побитых жрецов, которым
он повелел идти за ним и убить Иоанна.
Бесы же сказали:
- Невозможно нам не только убить его, но даже явиться на том
месте, где он; если ты хочешь, чтобы Иоанн умер, иди и приведи
сюда народ, чтобы, увидев нас, он взъярился на Иоанна и погубил
его.
Нукиан, отойдя, встретил множество народа, слушающего учение
святого Иоанна, и закричал им Нукиан сильным голосом:
- О, несмысленные! Зачем вы позволяете прельщать себя этому
страннику, который, погубив ваше капище со жрецами, погубит
и вас, если вы будете слушать его? Идите за мною и вы увидите
жрецов ваших, которых я воскресил; еще же и разрушенное капище
я восставлю на глазах ваших, чего Иоанн сделать не может.
И все как безумные пошли за ним, оставив Иоанна. Но апостол,
идя с Прохором другой дорогой, раньше их пришел на то место,
где были бесы в образе воскресших жрецов. Увидев Иоанна, бесы
тотчас исчезли. И вот пришел с народом Нукиан; не найдя бесов,
он впал в великую скорбь и снова начал ходить кругом разрушенного
капища, волхвуя и призывая их, но успеха не было. Когда же
настал вечер, народ в негодовании хотел убить Нукиана за то,
что он обманул их. Некоторые сказали:
- Схватим его и поведем к Иоанну и, что тот повелит нам, то
и сделаем.
Услыхав это, святой Иоанн тем же путем предупредил их и встал
на прежнем месте. Народ, приведя к святому Нукиана, сказал:
- Этот обманщик и враг твой задумал погубить тебя; но мы сделаем
с ним то, что укажешь ты.
Святой же сказал:
- Пустите его! Пусть он покается.
Наутро Иоанн опять учил народ вере во Христа, и многие из
них, уверовавши, просили Иоанна крестить их. Когда же Иоанн
привел их к реке, Нукиан чародейством своим воду превратил
в кровь. Апостол молитвой ослепил Нукиана и, сделав воду снова
чистой, крестил в ней всех уверовавших. Побежденный этим,
Нукиан пришел в чувство и, искренно каясь, просил апостола
быть к нему милостивьм. Святой, увидев его покаяние и довольно
поучив, крестил его - и тот тотчас прозрел и ввел Иоанна в
свой дом. Когда Иоанн вошел в него, внезапно пали все идолы,
которые были в доме Нукиана, и разбились в прах. Видев это
чудо, устрашились домашние его, и, уверовавши, крестились.
Была в том городе одна богатая и красивая вдова, по имени Проклиания. Имея сына Сосипатра, красивого лицом, она, по бесовскому наваждению, воспламенилась к нему любовью и всячески стараясь привлечь его к своему беззаконию. Но сын возненавидел мать за такую безумную страсть. Убежав от нее, он пришел на место, где тогда учил святой Иоанн, и с наслаждением слушал поучения апостольские.
|
Иоанн, которому было открыто Духом Святым все случившееся с Сосипатром, встретив его наедине, поучал почитать мать, но не слушаться ее в беззаконном деле, и никому о том не говорить, сокрыв грех своей матери. Сосипатр не хотел возвращаться в дом к матери своей; но Проклиания, встретив его, схватила за одежду и с криком влекла в дом. На этот крик явился игемон, недавно прибывший в тот город, и спросил, по какой причине женщина так тащит юношу. Мать же, скрывши свое беззаконное намерение, наклеветала на сына, будто бы он хотел сделать над нею насилие, и рвала волосы свои с плачем и криком. |
|
Услышав это, игемон поверил лжи и присудил неповинного Сосипатра зашить со смертоносными гадами в кожаный мех и бросить в море. Узнав об этом, Иоанн явился к игемону, обличая его за несправедливый суд, зато, что не расследовав, как должно, обвинение, он осудил на смерть неповинного юношу.
А
Проклиания клеветала и на Иоанна, что этот обманщик научил
ее сына на такое зло. Услышав это, игемон повелел утопить
и святого апостола, зашив в один мех с Сосипатром и с различными
гадами.
И помолился святой - и вдруг земля потряслась, а у игемона
отсохла та рука, которой он подписал приговор относительно
святого; у Проклиании же отсохли обе руки и глаза перекосились.
Видев это, судья ужаснулся, и все бывшие там пали ниц от страха.
И умолял судья Иоанна, чтобы он помиловал его и исцелил иссохшую
руку; святой же, поучив его довольно суду справедливому и
вере во Христа, исцелил его и крестил во имя Отца и Сына и
Святого Духа. Так и неповинный Сосипатр избавлен был от напасти
и смерти, и судия познал Бога истинного. А Проклиания убежала
от отрока в свой дом, неся на себе Божие наказание. Апостол,
взяв Сосипатра, пошел в ее дом. И не хотел Сосипатр идти к
матери, но Иоанн учил его незлобию, уверяя, что теперь он
не услышит уже от матери своей ничего беззаконного, ибо она
уцеломудрилась. Так действительно и было. Ибо, когда Иоанн
с Сосипатром вошел в ее дом, Проклиания тотчас упала к ногам
апостола, с плачем сознаваясь и каясь в грехах своих. Исцелив
ее от болезни и научив вере и целомудрию, апостол крестил
ее со всем домом ее. Итак, ставши целомудренною, Проклиания
проводила дни свои в великом покаянии.
В это время убит был царь Домициан. После него занял римский
престол Нерва, человек весьма добрый; он освободил всех, бывших
в заточении. Освобожденный с другими из заточения, Иоанн задумал
возвратиться в Ефес: ибо едва не всех живущих на Патмосе он
уже обратил ко Христу. Христиане же, узнавши о таком его намерении,
умоляли не оставлять их до конца. А так как апостол не захотел
остаться с ними, но желал возвратиться в Ефес, они просили
его оставить на память о своем учении хотя Евангелие, которое
он там написал. Ибо, заповедав однажды всем пост, он взял
с собой ученика своего Прохорам, отойдя от города на далекое
расстояние, взошел на высокую гору, где пробыл на молитве
три дня. После третьего же дня загремел великий гром, засверкала
молния, и гора поколебалась; Прохор от страха упал на землю.
Обратившись к нему, Иоанн поднял его, посадил по правую руку
себя и сказал:
- Пиши то, что услышишь из уст моих.
И, возведя очи к небу, снова молился, а после молитвы стал
говорить:
- "В начале было слово" и прочее.
Ученик же внимательно записал все то, что слышал из уст его;
так и было написано святое Евангелие, которое апостол, сойдя
с горы, велел Прохору снова переписать. И согласился он оставить
переписанное в Патмосе для христиан, согласно их просьбе,
а писанное первоначально удержал у себя. На том же острове
написал святой Иоанн и Апокалипсис.
Прежде же удаления своего с того острова, обошел он окрестные
города и селения, утверждая братство в вере; и случилось ему
быть в одном селении, в котором жил жрец Зевса по имени Евхарис,
имевший слепого сына. Жрец тот давно желал видеть Иоанна.
Услышав же, что Иоанн прибыл в их селение, он пришел к святому,
умоляя его прийти в дом его и исцелить сына. Иоанн же, видя,
что он приобретет здесь Христу души человеческие, пошел в
дом жреца и сказал слепому его сыну: "Во имя Господа
моего. Иисуса Христа, прозри", - и слепой тотчас прозрел.
Увидев это, Евхарис уверовал во Христа и крестился с сыном
своим. И во всех городах того острова святой Иоанн благоустроил
церкви святые и поставил им епископов и пресвитеров; довольно
научив жителей, он всех приветствовал и стал возвращаться
в Ефес. И провожали его верующие с плачем и рыданием великим,
не желая лишиться такого солнца своим учением просветившего
их страну; но святой, сев на корабль и преподав всем мир,
отплыл в свой путь. Когда же он достиг Ефеса, верующие встретили
его с радостью неизреченной, вопия и глаголя: "Благословен
грядый во имя Господне?"
И принят он был с честью. Пребывая здесь, он не переставал
трудиться, всегда уча народ и наставляя его на путь спасения.
Нельзя умолчать о том, что рассказывает о святом Иоанне Климент
Александрийский. Когда в Азии апостол обходил города, то в
одном из них увидел юношу, расположенного душой к доброму
делу; святой апостол научил и крестил его. Намереваясь же
уйти оттуда на проповедь Евангелия, он при всех поручил этого
юношу епископу того города с тем, чтобы пастырь научил его
всякому доброму делу. Епископ же, взяв юношу, научил его Писанию,
но не настолько заботился о нем, как должно было, и не давал
ему такого воспитания, какое подобает юношам, а напротив предоставил
его своей воле. Вскоре отрок начал вести дурную жизнь, стал
упиваться вином и красть. Наконец, он свел дружбу с разбойниками,
которые, соблазнивши его, увели в пустыни и горы, поставили
его начальником своим и учиняли разбой по дорогам. Вернувшись
через некоторое время, Иоанн пришел в тот город и, услыхав
про того отрока, что он развратился и стал разбойником, сказал
епископу:
- Возврати мне то сокровище, которое я передал тебе на сохранение,
как в верные руки; возврати мне того юношу, которого я вручил
тебе при всех для того, чтобы ты научил его страху Божьему.
А епископ с плачем ответил:
- Погиб тот юноша, душой - умер, а телом - разбойничает по
дорогам.
Иоанн же сказал епископу:
- Так ли подобало тебе хранить душу брата твоего? Дай мне
коня и проводника, чтобы пойти и поискать мне, кого ты погубил.
Когда Иоанн пришел к разбойникам, то просил их отвести его
к начальнику своему, что они и исполнили. Юноша же, увидев
святого Иоанна, устыдился и, встав, побежал в пустыню. Забыв
свою старость, Иоанн погнался за ним, вопя:
- Сын мой! Обратись к отцу своему и не отчаивайся в падении
своем; грехи твои я приму на себя; остановись же и подожди
меня, так как Господь послал меня к тебе.
Юноша, остановившись, припал к ногам святого с трепетом и
стыдом великим, не смея взглянуть ему в лицо. Иоанн же с отеческою
любовью обнимая лобызал его и привел в город, радуясь, что
обрел погибшую овцу. И много учил он его, наставляя покаянию,
в котором, усердно подвизаясь, юноша угодил Богу, получил
прощение грехов и с миром преставился.
Был в то время один христианин, впавший в такую нищету, что
не имел, чем бы заплатить долги своим заимодавцам; от жестокой
скорби задумал он сам себя убить, и просил одного волхва -
иудеянина дать ему смертоносного аду. А этот враг христиан
и друг бесов исполнил просьбу и дал ему смертоносного питья.
Христианин же, взяв смертельную отраву, пошел в свой дом,
но дорогой задумался и испугался, не зная, что ему сделать.
Наконец, осенив чашу крестным знамением, выпил ее и не почувствовал
от нее ни малейшего вреда, так как крестное знамение отняло
у чаши весь яд. И много дивился он в себе, что остался здоровым
и не чувствовал никакого вреда. Но, снова не вынеся преследований
заимодавцев, он пошел к иудеянину, чтобы тот дал ему сильнейшего
яду. Удивившись, что человек тот все еще жив, волхв дал ему
сильнейшей отравы. Получив яд, человек пошел в свой дом. И
долго раздумывая перед тем как выпить, он подобно прежнему
сотворил крестное знамение и на этой чаше и выпил, но опять
ничуть не пострадал. Снова отправился он к иудеянину и явился
к нему здоровым. И насмехался он над волхвом, что тот неискусен
в своем чародействе. Иудеянин же, испугавшись, спросил его,
что он делал, когда пил? Он же сказал: "ничего иного,
как только осенял чашу крестным знамением". И узнал иудеянин,
что прогоняла смерть сила святого креста; и, желая узнать
истину, дал того яда псу - и пес тотчас же перед ним издох.
Увидев это, иудеянин отправился с тем христианином к апостолу
и поведал ему о случившемся с ними.
Святой Иоанн научил иудеянина вере во Христа и крестил его, бедному же тому христианину велел принести охапку сена, которую крестным знамением и молитвой претворил в золото, чтобы он мог отдать долги свои, остатком же содержать свой дом. Затем апостол снова вернулся в Ефес, где, пребывая в доме Домна, обратил ко Христу многое множество людей и сотворил неисчислимые чудеса. Когда апостолу исполнилось более ста лет, вышел он из дома Домна с семью своими учениками и, дойдя до некоторого места, велел им там сесть. Время было уже к утру, и он, отойдя на такое расстояние, на какое можно бросить камень, начал молиться. Потом, когда ученики его, согласно его воле, выкопали ему крестообразную могилу, он заповедал Прохору идти в Иерусалим и оставаться там до кончины своей. Преподав
еще наставление ученикам своим и поцеловав их, апостол
сказал: "Возьмите землю, мать мою, и покройте меня
ей". И поцеловали его ученики и покрыли его до
колен, а когда он снова поцеловал их, то покрыли его
даже до шеи, положили на лицо его покрывало, и поцеловав
еще, с великим плачем покрыли его совсем. Услышав об
этом, братия пришли из городам раскопали могилу, но
ничего не нашли там и весьма много плакали; затем, помолившись,
они возвратились в город. И каждый год, в восьмой день
месяца мая, появлялось из гроба его благовонное миро
и по молитвам святого апостола подавало исцеления болящим
в честь Бога, в Троице славимого во веки веков. Аминь. |
Иоанн Богослов считается одним из самых любимых и преданных учеников Христа , до самой своей смерти проповедовавшим истинную веру и неотступно и верно следовавшим за учителем всю жизнь.
Житие апостола
Иоанн был сыном рыбака Зеведея и одной из последовательниц Иисуса Саломии . Вместе со своим старшим братом Иаковом он был призван Христом в число Своих учеников и наречён «Сыном Громовым» за порывистый характер.
Согласно жребию, который бросали все ученики Спасителя, апостол направился в Эфес (территория современной Турции) с проповедническими целями: благодаря ему и его чудесам число уверовавших увеличивалось с каждым днём.Римский император Домициан , узнав о разрушении неким колдуном главного эфесского храма, приказал схватить Иоанна, заковать в цепи, избить и потом казнить. Апостола заставили выпить яд, но тот не подействовал, его бросили в котел с кипящим маслом — Иоанн остался жив и невредим. Император решил, что Иоанн бессмертен, и отправил его в ссылку на остров Патмос, где он продолжил проповедническую деятельность и обратил в христианство большую часть местных жителей.
Императора Домициана сменил Нерва , который не препятствовал распространению христианства, и Иоанн был освобождён и вернулся в Эфес. В последующие годы он написал Евангелие, в котором заповедал христианам любить Господа и друг друга, исполняя тем самым закон Христов. Именно поэтому святой Иоанн стал именоваться апостолом любви.
В 95 лет Иоанн узнал от Господа , что дни его земной жизни сочтены. Собрав до рассвета своих семерых учеников, апостол отвёл их за город, помолился и попросил раскопать могилу в форме креста, в длину его собственного роста и, поместив себя в неё, наказал ученикам «укрыть его землёй» по шею и удалиться. Когда ученики, вняв мольбам христиан Эфеса, привели их к могиле, апостола там не оказалось. Бытует мнение, что святой был взят на небо вместе с телом, подобно Богородице и древним праведникам — Илии и Еноху .
Икона «Апостол Иоанн Богослов» (около 1700 года), выставка в Музее русской иконы, 2011 г. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин
В православной традиции апостол Иоанн наряду со святыми Георгием и Симеоном именуется «Богословом», то есть толкователем и защитником учения о Боге, его деятельности в мире и откровении.
Чудеса Иоанна Богослова
Однажды, когда Иоанн вместе со своим учеником работали в эфесской бане, там умер некий юноша, а после — от скорби скончался и его отец. Хозяйка бани обвинила апостола в убийстве, и тогда он воскресил обоих умерших.
Во время проповеднической деятельности толпа, перед которой Иоанн выступал, забросала его камнями, и он вызвал невыносимую жару, унесшую жизни 200 человек. Толпа взмолилась о пощаде, и апостол воскресил погибших.
По пути на остров Патмос за борт судна выпал сын одного из царских вельмож и утонул. На следующее утро Иоанн вознёс молитву, и волна выбросила юношу на корабль.
Благодаря молитвам апостола остров Патмос был освобождён от общавшегося с нечистыми духами волхва Кинопса и его чар и злодеяний.
Вместе с Петром и Иаковом он присутствовал при воскрешении дочери Иаира , преображении Христа на горе Фавор, молении Господа о чаше в Гефсиманском саду.
После распятия Спасителя он единственный из учеников остался рядом с Крестом вместе с Богородицей. Умирая, Христос сказал, что Богородица является матерью для Иоанна, а он становится Её сыном. Иоанн взял Пресвятую Деву Марию в свой дом и заботился о Ней до самого Её Успения.
Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа и долго оставался единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.
Как отмечают день памяти Иоанна Богослова?
В день преставления святого можно побывать на службе в церкви или хотя бы посетить храм, прочитать молитвы Иоанну Богослову и поставить к его иконе свечи.Народные верования и приметы
В народном календаре день святого апостола Иоанна отмечают дважды в году, называя Ивана майского — пшеничником, а Ивана осеннего — Богословом.
Именно Иоанн считается наставником живописного, иконного дела: ведь когда-то он превратил юношу, пасшего гусей, в искусного живописца, под своим невидимым покровительством вручив ему рекомендательное письмо к константинопольскому придворному иконописцу с просьбой обучить иконописи.
В народе говорят:
«Если на Богослова снег, то зима ляжет на Михайлов день ».
*Михайлов день — в народном календаре последний осенний праздник, связанный с окончанием свадебного сезона и отмечаемый 21 ноября.