Иоанно предтеченский монастырь китай город. Русская православная церковьфинансово-хозяйственное управление
Адрес:
Россия, Москва, Малый Ивановский переулок
Дата основания:
XV век
Основные достопримечательности:
собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи, церковь Елисаветы, часовня Иоанна Предтечи
Святыни (не полный список):
частица Животворящего Креста Господня, чудотворная икона св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей, список с образа св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей, икона Божией Матери «Смоленская», частички гроба преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, блаженной Матроны Московской
Координаты:
55°45"16.4"N 37°38"24.3"E
Общий вид на монастырь и собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи
Спустя несколько лет удалось отстроить соборный храм и часть келий. Церковь стала приходской, а в кельях сделали квартиры для служащих Синодальной типографии. Только в 1860-1880-е годы обитель реконструировали полностью. По проекту, подготовленному известным русским архитектором Михаилом Дормидонтовичем Быковским, монастырь возвели практически заново.
Примечательно, что все строительные работы были сделаны не на казенные деньги, а на частные пожертвования. Капитал в размере 600 тысяч рублей поступил от полковницы Елизаветы Макаровой-Зубачевой, которая скончалась в 1858 году. Благодаря ей, москвичи получили уникальный архитектурный ансамбль, выполненный в лучших традициях нео-ренессанса.
С конца XIX до начало XX века монастырь процветал. В годы русско-турецкой войны на его территории находится единственный в городе лазарет для раненых. В обители хранилась чудотворная икона Иоанна Предтечи, и существовала иконописная мастерская.
После революции размеренная жизнь монастырей Москвы круто переменилась. В 1919 году в Иоанно-Предтеченской обители организовали один из двенадцати городских концентрационных лагерей, куда свозили преступников и всех, кто подозревался в нелояльности властям.
Вид монастыря с улицы Забелина
Позже в монастыре создали лагерь особого назначения. С 1923 года он превратился в лагерь принудительных работ, а еще через 4 года - в отделение государственного института, в котором изучали преступность и преступников. В начале 1930-х годов монастырский лагерь стал частью фабрично-трудовой колонии.
После закрытия монастыря монахинь и послушниц выселили из города, и они стали жить на подмосковном хуторе Чернецово. В 1929 году все монастырское хозяйство национализировали, с монахинь стали взимать большой налог, и им пришлось распродать все имущество.
В течение двух лет инокини перебивались за счет случайных заработков и милостыни. В 1931 году в стране началась активная антирелигиозная кампания. Было принято решение изолировать монахинь как членов антисоветской группировки. Женщин осудили, поместили в Бутырскую тюрьму, а потом отправили в ссылку в Казахстан .
В начале 1990-х годов, когда монастырские храмы стали передавать верующим, они находились в аварийном состоянии. Потом церковные постройки отреставрировали и освятили, а в 2002 году на территории был возобновлен женский монастырь. Масштабными восстановительными работами в обители руководила архитектор-реставратор Ольга Андреевна Данилина.
Вид монастыря со стороны Хохловского переулка
Архитектурные памятники
Прототипом монастырского ансамбля стал знаменитый флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре . В центре обители возвышается собор Усекновения главы Иоанна Предтечи. Он был построен в 1879 году по проекту М. Д. Быковского и имеет два придела - Николая Чудотворца и иконы Казанской Божией Матери. Как и кафедральный собор Флоренции , Иоанно-Предтеченский храм завершается выразительным граненым куполом.
Монастырь обладает уникальной планировкой внутреннего двора. Собор и окружающие его храмы и корпуса соединяют четыре одноэтажные галереи или аркады. Благодаря им, внутреннее пространство делится на небольшие прямоугольные и трапециевидные дворики.
С востока от соборного храма расположен больничный корпус с церковью великомученицы Елизаветы. Двухэтажная постройка напоминает красивые итальянские палаццо. Она была заложена в 1860 году, но строительство прерывалось русско-турецкой войной, поэтому церковь освятили только в 1879 году. В годы советской власти храм был закрыт. Помещение использовалось под клуб, а потом его занимала организация, которая ведала городскими теплосетями.
Со стороны улицы Забелина к монастырской ограде примыкает небольшая часовня Иоанна Предтечи. Одноэтажное здание с изящным порталом было построено в 1881 году. В годы советской власти здесь также располагались службы московской теплосети. Сегодня внутри часовни хранятся список с иконы с частицей мощей Иоанна Предтечи и медный обруч преподобной Елизаветы Чудотворицы.
Вид монастыря со стороны Малого Ивановского переулка
В северной части обители возвышаются две симметричные колокольни, очень похожие на башни Московского кремля . Нижние ярусы обоих зданий глухие. На вторых ярусах с каждой из сторон находится по одному окну. Третий ярус занимают открытые звоны, а над ними находятся граненые шатровые завершения с маленькими золочеными главками. Изящный зубчатый декор делает обе колокольни очень нарядными.
Монастырь сегодня
В наши дни Иоанно-Предтеченская обитель является действующим женским монастырем, однако она не единолично владеет территорией. В монастыре находится один из корпусов Московского университета, который принадлежит Министерству внутренних дел.
Церковные службы в обители проходят ежедневно: по будням в 7.30 и 17.00, а по воскресеньям в 8.30 и 17.00. Часовня открыта с 8.30 до 20.00.
С 2008 года в подклете соборного храма работает монастырский музей. В нем хранится закладной камень, найденный во время реставрационно-восстановительных работ. На каменной плите высечена надпись об участии в закладке монастыря митрополита Московского Филарета (XIX век). Кроме того, в музее выставлены фрагменты надгробий бывшего монастырского некрополя, старинные четки, стеклянная и керамическая посуда, дореволюционные издания, исторические фотографии и архивные дела начала прошлого века.
В Москве, на Ивановской горе, расположилась Иоанно-Предтеченская женская обитель - один из древних монастырей столицы. И хотя история монастыря много старше, чем сами здания, входящие в монастырский комплекс и восстановленные в разные времена, сегодня молва о чудесах, происходящих по молитвам прихожан, идет по всей России, что и привлекает в эти места паломников.
История становления обители
Иоанно-Предтеченская обитель сегодня практически полностью восстановлена и внешний ее вид архитекторы и реставраторы постарались максимально приблизить к тому, какой она была в древности.
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь, Москва
За время существования женского монастыря на Солянке - улице, что огибает Ивановскую гору, многие беды и напасти обрушивались и на служителей, и на святые стены, но и через такие поистине страшные годы монастырь прошел, выстоял, ведь неслучайно он носит имя Иоанна Предтечи - первого пророка, предсказавшего рождение Спасителя и крестившего Иисуса Христа.
Строительство
Предтеченский женский монастырь - одно из древнейших архитектурных сооружений Москвы, с ним очень тесно связана история этого города, хотя достоверных источников относительно того, в какое время была возведена обитель, до сих пор не найдено. Историки при установлении даты появления монастыря опираются на летопись 1415 года, где впервые упоминается обитель.
Интересно! Первоначально Иоанно-Предтеченская обитель была мужской и лишь в 30-х годах XVI века, после перенесения ее в другое место произошло посвящение ее посвящение в женскую.
Монастырь был часто посещаем царями, особенно в день памяти Иоанна Предтечи и на Пасху Господню. Стоит заметить, что в это время, благодаря помощи царей и власть имущих, монастырская территория разрасталась, но волею судьбы, также часто обитель разрушалась.
При Петре I в архитектуре монастыря, равно как и в его жизненном укладе произошли значительные изменения. Именно в то время все деревянные монашьи кельи были заменены на каменные, также изменения коснулись и самих монахинь - отныне основной их состав являли представители купеческой и духовной среды Москвы.
Архитектура Иоанно-Предтеченского монастыря
Характерно, что благодаря материальной поддержке перечисленных выше чинов, монастырь удалось восстановить даже после того, как сегодняшняя столица нашей страны была сожжена.
Один из самых тяжелых периодов существования монастыря - советские годы, когда священнослужители подвергались гонениям и жестоким преследованиям со стороны государства. Советская власть приняла решение разместить в зданиях монастыря концентрационные лагеря, поэтому Иоанно-Предтеченский монастырь был одним из первых закрыт в Москве.
Все имущество служителей и вся церковная утварь были конфискованы, кроме того, был закрыт даже лазарет, находившийся на монастырской территории. Служители монастыря и монахини в большинстве своем подверглись аресту за антисоветскую агитацию и были сосланы в Казахстан. К началу 80-х годов, таким образом, вся территория обители была занята муниципалитетом.
Довольно большая часть территории была отдана МВД, вместе с баней и бассейном. Кроме того, здесь находились государственный архив, типография и тир.
Роспись собора Усекновения Главы Иоанна Предтечи
В годы, когда произошел развал СССР, территория Иоанно-Предтеченской женской обители, наконец, стала возвращаться к своему первоначальному назначению. По мере восстановления основных строений архитектурного монастырского комплекса жизнь в обители вернулась в свое русло, и сюда вновь вернулись как служители, так и прихожане.
Описание
Иоанно-Предтеченский женский монастырь расположился в самом центре Москвы. Внешний вид монастыря сегодня, конечно, отличается от того, каким он был создан в XVI веке, однако, частично восстановленный по первозданному образцу архитектурный комплекс все же может дать представление о том, какой была обитель в царское время.
Центр монастыря представлен главным его собором с удивительным, огромным граненым куполом. Вся прилегающая к женской обители территория ограждена старинной стеной из камня. У главных ворот расположены две колокольни, на территории нашел свое место также и хоспис с небольшой церковью. Стоит заметить, что совершенно все сооружения соединены между собой галереями и аркадами.
К сожалению, часть территории с трапезным корпусом, расположившаяся в северо-западной части монастыря, все еще является собственностью МВД и по недосмотру за состоянием строений приходит в плохое состояние.
Интерьер собора в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи
Деятельность прихода
Начиная с 2008 года, в обители действует музей монастыря, в котором хранится закладной камень самой первой постройки, найденный в процессе восстановления обители. Также при монастыре открыты мастерские - швейная, иконописная и реставрационная. С недавнего времени в обители открыты курсы для женщин, желающих принять монашество, на которых они изучают Священное Писание, житийную литературу, историю монашества, церковное искусство и другие области знаний.
Имеется у монастыря и богадельня, или Дом престарелых, а в одном из подмосковных сел создано большое монастырское подворье.
Богослужение в монастыре
Сегодня, как и в первые годы существования монастыря, богослужения в монастыре проходят ежедневно в двух храмах:
- церкви Усекновения главы Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господа Иоанна;
- домовом храме Преподобной Елизаветы Чудотворицы.
Богослужение в Иоанно-Предтеченском монастыре г. Москвы
Каждодневная утренняя литургия начинается в 7.30, а в праздничные дни - в 7.30 проходит исповедь, а после, в 8.30 - богослужение. Вечерняя служба по будним и выходным дням совершается в 17.00.
Кроме того, по понедельникам в 17.00 проходит Молебен Иоанну Предтече.
Святыни и престольные праздники
Как уже говорилось, множество чудес сопровождают жизнь обители и это, конечно, отчасти благодаря тем святыням, которые бережно хранятся в монастырских стенах. Помимо редких чудотворных икон, в обители хранятся части святых мощей Иоанна Предтечи, апостола Матфея, святого Николая Чудотворца и некоторых других святых.
Один из главных престольных праздников отмечается ежегодно 11 сентября - в день, когда была усечена голова Пророка и Предтечи, Крестителя Господа - Иоанна.
Также торжественные богослужения проходят по праздникам.
Как добраться
Иоанно-Предтеченский монастырь отыскать в Москве просто. Находится он по адресу Малый Ивановский переулок, д. 2. От станции метро «Китай-город» это примерно 5-10 минут пешего хода.
Фильм об Иоанно-Предтеченском женском монастыре
ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
(фотоочерк)
В самом центре Москвы, по соседству с шумными и многолюдными Солянкой и Маросейкой, в уединённом и тихом Малом Ивановском переулке в 2000 году была возрождена монашеская жизнь в обители, которую в просторечии называют Ивановским монастырём.
Это один из не столь многих монастырей, судьба которого была связана не только с трагичными и драматическими, но порой и таинственными страницами истории государства Российского.
Согласно одному из преданий, основание этой обители было связано с рождением Ивана Грозного, появившегося на свет в канун праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи, и в честь этой даты наречённого именем Иоанн.
Местность, где был основан монастырь, с давних пор принадлежала московскому великокняжескому дому. Здесь, на высоком холме, в начале XV века князь Василий I, сын Дмитрия Донского, построил загородный (хотя и находился он всего в полутора-двух километрах от Кремля) дворец с бревенчатой домовой церковью.
Позднее, в 1514 году, рядом с дворцовой усадьбой Алевиз Фрязин воздвиг каменную церковь во имя св. Владимира, первокрестителя Руси.
К началу XVI века усадьба запустела, и через непродолжительное время вблизи от неё, напротив Владимирской церкви была устроена Ивановская девичья обитель.
Если отвлечься ненадолго от основной темы очерка и вернуться к истории церкви св. Владимира, то следует упомянуть, что во второй половине XVII века заметно обветшавшее к тому времени здание её было перестроено, при этом часть старой алевизовой кладки разобрали и возвели заново с изменениями. В дальнейшем храм перестраивался ещё не раз, и до наших дней он дошел вот в таком виде (на первом из снимков, сделанных в 2010 году - вид с М.Ивановского переулка, на втором - со стороны Хохловского переулка)
Отсюда, с церковного двора сейчас открывается один из современных видов на Ивановский монастырь, находящийся несколько ниже церкви, на склоне Ивановского холма.
Ну, а теперь вернёмся вновь к кратким заметкам из истории монастыря. В давнее время обитель содержалась в основном на средства царского дома. Часто посещали и щедро одаривали его родоначальники династии Романовых - цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович. Царица Евдокия, многодетная жена Михаила Фёдоровича, регулярно навещала жившую в монастыре блаженную схимонахиню Марфу, известную своей особой способностью помогать роженицам (после своей кончины Марфа была прославлена как местночтимая святая).
Большинство инокинь обители имели родовитое происхождение и светское образование, многие из них переводили древние духовные книги на русский язык. Но были среди них и опальные лица из царской семьи, а позднее в монастырь присылали женщин, упорствующих в ереси или совершивших тяжкие преступления (ведь невдалеке от обители находилась государева пыточная канцелярия). Затворницами монастыря, в частности, стали жена царевича Иоанна (старшего сына Ивана Грозного) и супруга царя Василия Шуйского.
Одно из наиболее известных событий в жизни монастыря - пребывание в нём таинственной инокини Досифеи, доставленной сюда под строжайшей охраной в 1785 году во время царствования Екатерины II, и умершей в 1810 году. О затворничестве Досифеи сейчас существует только одна версия - это была Августа (в крещении Дорофея), более известная под именем княжны Таракановой, возможная претендентка на престол Российский, дочь императрицы Елизаветы Петровны и графа Разумовского. Несмотря на своё происхождение (Елизавета и граф находились в морганатическом браке), она имела гораздо бОльшие права на российскую корону, чем Екатерина II.
История жизни, заточения и смерти княжны Таракановой, а также история авантюристки и самозванки, которая долгое время выдавала себя за дочь императрицы, сами по себе чрезвычайно интересны, но в этом очерке невозможно о них рассказать даже вкратце. Здесь следует упомянуть лишь о том, что похоронена была Досифея с большими почестями (в присутствии епископа и командующего московским гарнизоном) в Новоспасском монастыре, в котором находится усыпальница рода Романовых. Правда, могила её находится не в этой усыпальнице, а невдалеке от монастырской стены (фотографию надгробия можно посмотреть в фотоочерке ). Ну, а хорошо знакомая нам авантюристка-самозванка, выдававшая себя за дочь Елизаветы Петровны (она известна нам как "княжна Тараканова" благодаря роману Г.П.Данилевского и живописной картине К.Флавицкого), погибла в заточении в Петропавловской крепости.
Ещё одна известная затворница обители - помещённая сюда по решению Сыскного приказа на пожизненное покаяние помещица-изуверка, столбовая дворянка Дарья Салтыкова (Салтычиха), загубившая сто тридцать девять своих крепостных. Её одиннадцать лет содержали в тёмном склепе под соборной церковью, а затем в специальной клетке на виду у всех прихожан.
Непростой была судьба монастыря. В "смутное время" его разграбили польские интервенты. В 1664 году чума унесла жизни большей части монахинь. В 1748 году страшный пожар разорил обитель, в огне погибли все его насельники, и монастырь на тринадцать лет прекратил своё существование.
Восстановлен он был лишь в 1761 году по указу Елизаветы Петровны, которая своими щедротами предназначала монастырь "для призрения вдов и сирот заслуженных людей". Ведь не ведала она в то время, что вскоре в воссозданной ею обители окажется в заточении её собственная дочь.
И вновь в 1812 году Ивановский монастырь был разорён французской армией и московским пожаром, что привело к его упразднению теперь уже более, чем на полвека.
Новое возрождение обители было осуществлено по завещанию богатой вдовы Е.А.Макаровой-Зубачёвой. Император Александр II в 1859 году лично утвердил основы возрождения обители, после чего монастырь был восстановлен по проекту академика М.Быковского, создавшего архитектурный ансамбль с отдельными элементами классицизма, а также романского и готического стилей в центре Москвы.
Вот какой вид имел монастырь, восстановленный по проекту Быковского (копия гравюры с фотографии того времени)
Согласно авторскому проекту, в центре обители располагался монументальный собор, освященный во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи, завершённый огромным гранёным куполом, до сих пор господствующим над застройкой этого района города. По сторонам от Святых ворот - две вынесенные вперед башни-колокольни. К востоку от собора - больничный корпус с церковью Елизаветы Чудотворицы - небесной покровительницы Елизаветы Алексеевны Макаровой-Зубачёвой (ведь монастырь воссоздавался как дом призрения "заслуженных людей жён во вдовстве, и дочерей в сиротстве и бедности, покровительства и пропитания не имеющих"). В северо-западном углу ранее находился келейно-трапезный корпус. Все здания соединялись между собой галереями.
Время окончания строительства совпало с началом русско-турецкой войны 1877-1878 г.г., поэтому в эти годы здесь размещён был лазарет для раненых и духовная библиотека. Торжественное освящение монастыря состоялось только осенью 1879 года.
В XX веке, после закрытия обители в 1918 году, храмы её до 1926 года продолжали действовать как приходские церкви. Потом, в разное время здания монастыря были переданы в ведение различным государственным структурам. Со временем они обветшали, были частично перестроены, но в основном сохранились и сейчас в значительной своей части восстановлены в том виде, в каком их замыслил М.Быковский.
Ну, а теперь несколько современных фотографий монастыря в дополнение к тому снимку, который был показан в начале этого очерка, и на котором изображён вид монастыря, открывающийся со двора находящейся напротив него Владимирской церкви.
Вот как выглядят бывшие монастырские Святые ворота со стороны Старосадского переулка
А сейчас очень скромный вход на монастырскую территорию (надеюсь, что это лишь временное явление) выглядит вот так (вид со стороны М.Ивановского переулка)
Отсюда, с М.Ивановского переулка, можно войти в часовню св. Иоанна Предтечи
В часовне ныне находится список с одной из монастырских святынь - образа св. Иоанна Предтечи. С иконой металлической цепочкой соединён обруч, который, по преданию, при надевании на голову с молитвой к св. Иоанну являет чудеса исцеления.
Бывшее больничное здание с Елизаветинской церковью в наши дни - сестринский корпус. У входа в него сейчас сооружена небольшая звонница.
На следующем снимке - гранёный купол монастырского собора. По своей конструкции он очень напоминает купол знаменитого собора Санта Мария дель Фиоре во Флоренции.
Вот таким увидел я этот монастырь летом 2010 года.
Сейчас здесь тесно, монастырь владеет лишь небольшой частью бывшей своей территории. На ней расположены собор, бывший больничный корпус (ныне, как уже говорилось, это сестринский корпус) и часть монастырской стены со встроенной в неё часовней Иоанна Предтечи.
Остальная часть территории внутри старых монастырских стен (она отделена от действующей обители некапитальной оградой) находится в ведении МВД вместе с расположенными на ней учебными и другими зданиями этого ведомства. Здесь ранее на несколько этажей был надстроен старый монастырский келейно-трапезный корпус. Сейчас это здание, выходящее фасадом на улицу Забелина, внешне выглядит довольно ветхим - осыпалась штукатурка и часть внешней кирпичной кладки на верхних этажах, накренилась в сторону улицы часть монастырской стены. Возможно, здание это будет восстановлено нынешним владельцем, но не исключена возможность его сноса и передачи земельного участка монастырю, и тогда он сможет возродиться в прежнем виде - в том, каким задумал его талантливый архитектор Михаил Быковский.
А.Шурыгин, 2011 г.
P.S. Приглашаю посмотреть также фотоочерки о других духовных обителях России.
Возвращаемся к метро, едем до станции «Китай город», выход на Солянский переулок, поднимаемся по переулку в горку и за поворотом увидим толстые стены Иоанно-Предтеченского(Ивановского) женского монастыря,адрес Малый Ивановский переулок, 2, метро «Китай-город». Здесь оказывается речка Рачка была, сейчас в трубах она. Монастырь очень красив внутри,после реставрации,прямо Санкт-Петербург и еще выпечка в монастыре вкуснейшая,икона чудотворная исцеляющая головные боли с обручем,народу не много,побывать стоит, прямо в сказку попадаете,в древнюю Москву.
Иоанно-Предтеченский женский монастырь расположен на «Ивановской горке»,которой дал своё название.Так называли возвышенность в верховьях речки Рачки, представляющую собой бровку высотой до 150 метров, обращенную к Москве-реке. Иоанно Предтеченский монастырь считается одним из древнейших в Москве. Первоначально он был мужским и существовал с начала XV века на другом берегу Москвы реки - в Замоскворечье, в районе Пятницкой улицы. Первое известие о Московском Ивановском монастыре содержится влетописях под 1415 годом при описании чуда, сопровождавшего рождение великого князя Василия II Темного. В 1530-е годы после рождения у Василия III наследника - будущего царя.Иоанна Васильевича Грозного, монастырь был перенесен на Кулишки. Здесь, на новом месте, сохранив посвящение Иоанну Предтече, монастырь стал женским.
Сюда при царях Михаиле Феодоровиче, Алексее Михайловиче 29 августа в день Усекновения главы Иоанна Предтечи совершались праздничные выходы царя. В монастыре подвизалась блаженная схимонахиня Марфа. В миру - девица Дария. Схимонахиня Марфа, почитаемая ещё при жизни как духовная старица, была прославлена после кончины как местночтимая святая, известная особой помощью роженицам, заключённым, как молитвенница за Дом Романовых. Иоанно-Предтеченский монастырь служил местом заточения женщин царского рода. В первой половине XVII века здесь пребывали в заточении: царица Марья Петровна - супруга царя Василия Шуйского, Пелагея Михайловна - вторая супруга старшего сына Иоанна Грозного царевича Иоанна.
Комплекс Ивановского монастыря включает в себя: собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи, с приделами Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая (1861 г., архитектор М. Д. Быковский),западный корпус келий (1760-1830 гг., архитектор М. Д. Быковский),больничный корпус (восточный) (1860-е гг., архитектор М. Д. Быковский),домовой храм преподобной Елизаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской при больничном корпусе (1879 год, архитектор М. Д. Быковский; восстановлен в 1995 г.), северный корпус келий (1860-х гг., архитектор М. Д. Быковский), ограду с двумя башнями-колокольнями и порталом Святых ворот междуними (1860-х гг., архитектор М. Д. Быковский).
В царствование Екатерины Великой, в 1785 году в монастырь по Императорскому указу поступила монахиня Досифея (княжна АвгустаТараканова), бывшая дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с Алексеем Григорьевичем Разумовским. По распоряжению императрицы Екатерины княжна была хитростью привезена из Италии и заточена в Ивановском монастыре, где было приказано содержать её в тайне, никого к ней не подпуская. Местом её заточения стали две тесные низкие комнаты келий с окнами во двор. Её время было наполнено молитвою, рукоделием и чтением духовных книг. Деньги, которые выручала она за рукоделие своё, продаваемое через келейницу, она тут же через келейницу раздавала бедным». С кончиной Екатерины II затвор монахини Досифеи стал менее строг. Её никуда не выпускали, но она получила разрешение принимать у себя. Народ узнал о благочестивой жизни, и стал ходить к старице, бывали у неё и знатные лица. Затворница Досифея, пробыв 25 лет в Ивановском монастыре, скончалась в 64 года в 1808 году, и была похоронена с большими почестями в Новоспасском монастыре подле колокольни.
С 1768 года в склепе под соборным храмом, а затем в особом застенкепод крепким караулом в Ивановском монастыре содержалась помещица Дарья Николаевна Салтыкова, известная под именем Салтычихи. После пожара 1812 года Ивановский монастырь было решено упразднить.
Монастырь был возобновлён в 1859 году. Возобновительницей Ивановского монастыря стала богатая вдова полковника Елизавета Алексеевна Макарова-Зубачёва. В феврале 1859 года митрополиту Филарету был представлен проект обновлённого комплекса зданий Ивановского монастыря.Этот проект был заказан известному московскому зодчему того времени Михаилу Доримедонтовичу Быковскому (1801-1885 гг.), который в 1861-1878 гг. заново отстроил Ивановский монастырь в духе итальянского ренессансного зодчества.3 сентября 1860 года была совершена торжественная закладка собора Усекновения главы Иоанна Предтечи с больничным храмом Елизаветы Чудотворицы. Началась русско-турецкая война, и городские власти обратились к М. А. Мазуриной с просьбой предоставить уже отделанные корпуса под госпиталь, который и открылся здесь 7 июня 1877 года. После вселения монахинь в обитель в монастыре начала действовать больница, предназначенная для монашествующих всех женских обителей Москвы.
После революции Ивановский монастырь был закрыт одним из первых в Москве. В 1995 году в монастыре сложилась небольшая община из десяти сестер. Малое освящение и первое богослужение в Елисаветинской церкви состоялось 28 апреля 1995 года в пятницу Светлой седмицы.11 августа 2000 года по решению Синода, состоявшегося в канун прославления Собора новомучеников и исповедников Российских, был вновь открыт Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Летом 2001 года к празднику Рождества Иоанна Предтечи храм соборный Иоанна был полностью освобожден от занимавшего его архива и передан верующим. 9 ноября 2002 года на куполе собора был установлен крест.
Главная святыня монастыря, древний, чудотворный образ Иоанна Предтечи, ныне возвращен на свое историческое место в соборе, а в монастырской часовне находится его чтимый список, к которому и прикреплен обруч. Обе иконы содержат частицы святых мощей Иоанна Крестителя. Иконостас и местный храмовый образ Иоанна Предтечи были написаны в 1550-1560-е г. Эта приблизительная датировка по стилю иконописания, архитектуре и другим источникам сочетается с историческим преданием об основателях монастыря, по которому он был основан или великим князем Иоанном III, ведшим масштабное каменное строительство в Москве, или матерью Иоанна IV Грозного великой княгиней Еленой Глинской, или самим Грозным, родившимся и праздновавшим день своего тезоименитства в день Усекновения главы св. Пророка Иоанна. В XVII веке обитель усердно посещали в храмовый праздник первые цари из династии Романовых: Михаил Федорович и Алексей Михайлович.
На иконе святой Пророк Иоанн Предтеча изображен в полный рост во всю высоту иконы. Образ написан на доске в коричнево-зеленых темных тонах. Иоанн Креститель стоит босыми ногами на земле прямо и смотрит строго и сосредоточенно вперед. Волосы на иконе Пророк имеет длинные, светло-каштановые, спускающиеся волнистыми космами по плечам, бороду недлинную, расходящуюся завивающимися прядями. У ног его в правом нижнем углу изображено ветвистое раскидистое зеленеющее дерево, у корней которого через разветвляющийся ствол перекинута секира. Правая рука Предтечи поднята к персям и остановилась в благословляющем жесте; левая опущенная - держит блюдо-чашу с усеченной главой св. Пророка и развернутый свиток со словами проповеди покаяния: "Покайтеся, приближибося Царствие Небесное. Уже бо секира при корени" Вверху иконы надпись: слева-"Агиос Иоанн"; справа - "Предтеча"
К киоту иконы Пророка справа на металлической цепочке присоединен медный обруч размером с объем головы человека, мера головы Иоанна Крестителя, который легко надевается на голову. На обруче полустертая, но различимая надпись - краткая молитва ко св. Иоанну Предтече: "Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас". С определенностью можно утверждать, что этот обруч известен со II половины XIX века. Сохранились два документальных свидетельства начала XX века о том, что обруч находился в часовне Иоанно-Предтеченского монастыря, был прикреплен к иконе Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и. почитался как святыня. Есть свидетельства исцеления тяжело больных с помощью этого обруча.
Ивановский монастырь, 2 класса, общежительный, в Москве, близ улицы Солянки. Когда был учрежден монастырь, с точностью неизвестно. Одни полагают, что он был основан великим князем Иоанном III, другие — великой княгиней Еленой Глинской. Несомненно только, что существовал он в XVI веке. В 1812 году был разорен; в 1859 году восстановлен. Здесь находится древняя чудотворная икона святителя Иоанны Предтечи. При монастыре иконописная школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Основан в XV веке. Считается одним из древнейших монастырей Москвы. Первоначально существовал как мужской и находился в Замоскворечье. Перенесён на Кулишки в середине XVI века. На этом месте монастырь стал женским с сохранением старого посвящения - Иоанно-Предтеченский девичий монастырь. Перестроен в 1859-1879 гг. по проекту Михаила Дормидонтовича Быковского (1801-1885гг). В монастыре действовал строгий монастырский Устав. В 1927 году монастырь закрывают. Его территорию занимали различные организации: НКВД-МВД, ЦГАМО, швейная фабрика имени Советской Армии. Монастырь возвращён РПЦ в 1992 году.
Первое известие о московском Ивановском монастыре содержится в летописях 1415 года. Однако тогда монастырь существовал в другом месте — в Черниговском переулке, где и сейчас стоит храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. На Кулишках же монастырь существовал уже в начале XVI века. Монастырь был весьма почитаем царями и царицами — здесь молились и царь Иоанн Васильевич, и Михаил Федорович Романов, и царица Евдокия Лукьяновна. Монастырь расстраивался на государственные средства и получал богатые дары и поддержку со стороны государей. Помимо царской заботы, монастырь был и родовой обителью многих известных московских семейств — вкладчиками были князья Лобановы, Хованские, Волконские, Голицыны, Мещерские и многие другие.
Одной из интересных страниц истории монастыря является пребывание здесь с 1785 года монахини Досифеи, бывшей, как полагают историки, дочерью императрицы Елизаветы Петровны, которая вела в монастыре затворнический образ жизни, а высота ее духовной жизни была хорошо известна в Москве. Одним из наставленных ей на путь монашества был Тимофей Путилов, который впоследствии был пострижен в монашество с именем Моисей и ставший известным оптинским старцем и архимандритом. Расцвет монастыря приходится на вторую половину XIX века, и связан он был с именем святителя Филарета, митрополита Московского, поддержавшего восстановление монастыря по общежительному уставу. Однако в силу разных причин строительство монастырского комплекса было завершено только в 1879 году.
Главные святыни монастыря — иконы святого Иоанна Предтечи с обручем и прп. Елизаветы Чудотворицы — святой игумении, жившей в Константинополе в V веке. Икона св. Иоанна Предтечи с обручем уникальна. Перед этим образом молились русские цари и ходили за ним крестным ходом. Ныне древний образ помещен на историческое место в Соборе, а точная копия с частицей святых мощей Иоанна Предтечи находится в монастырской часовне. К киоту иконы св. Пророка справа на металлической цепочке присоединен медный обруч. На нем полустертая, но различимая надпись: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас». Этот обруч, надеваемый с верой и молитвой ко св. Иоанну Предтече паломниками на голову, известен со второй половины XIX века.
По материалам книги "Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Страницы истории." М. 2005