Храмы где есть частички мощей николая чудотворца. История появления мощей святого в Бари
Городские фонтаны - это места притяжения жителей в жаркие летние деньки. Здесь приятно окунуться в прохладу и послушать шум струй. За последнее время в городах Московской области появились необычные тематические фонтанные композиции, непохожие на стандартные фонтаны в парках и на площадях. Редакция РИАМО выбрала 10 самых оригинальных фонтанов в разных районах Подмосковья.
Музыкальный фонтан в Реутове
Светодинамический фонтан был открыт в Реутове в 2006 году. Диаметр его чаши - 14 метров. В бассейне фонтана расположено 64 распылителя, которые создают водные потоки, высота центральной струи достигает 12 метров. Вечером вода в фонтане подсвечивается разными цветами, a струи двигаются под музыку. Например, в юбилей Петра Ильича Чайковского фонтан «вальсировал» под мелодии из самых известных произведений великого композитора.
«Первый бал Наташи Ростовой» в Подольске
Этот единственный в Подмосковье фонтан с вращающейся скульптурной композицией был открыт в 2015 году, к 223-летию Подольска. Скульптор изобразил танцующих Наташу Ростову и Андрея Болконского - героев романа Льва Толстого «Война и мир». Прообразами для скульптур стали актеры Людмила Савельева и Вячеслав Тихонов, исполнившие главные роли в киноэпопее Сергея Бондарчука. Фигуры плавно кружатся под звуки вальса, а вечером включается подсветка, которая расцвечивает струи воды.
«Парящий камень» в Балашихе
Этот фонтан совершенно не похож на водные конструкции, которые мы привыкли видеть в городских скверах и парках. Благодаря эффектному дизайну создается впечатление, что поток воды удерживает каменную глыбу на высоте более трех метров. Основание фонтана спрятано за мощными пенными струями, которые создаются множеством механических распылителей. A в темное время 30 прожекторов подсвечивают водные потоки.
Танцующий фонтан в Королеве
Этот интерактивный фонтан стал любимым местом отдыха у горожан и туристов наукограда. Любой желающий может зайти внутрь фонтана, пробежаться сквозь потоки воды или постоять среди танцующих струй, что особенно приятно в летний зной. Водная чаша, в отличие от классических фонтанов, находится ниже уровня земли. Работой фонтана управляют специальные программы, которые создают для зрителей красивое вечернее шоу. Струи, словно гейзеры, то поднимаются ввысь, то незаметно опускаются, переливаясь разными цветами.
Фонтан на озере в Дубне
Цветомузыкальный фонтан украшает парк в центре наукограда Дубна. Главная его особенность - расположение на водоеме. Струи воды устремляются вверх и падают к основанию, смешиваясь с озерной водой. Особенно красивое зрелище можно наблюдать вечерами, когда включается подсветка, и струи отражаются в озере, как акварельный рисунок.
Фонтан «Лилия» в Дмитрове
Это первый цветомузыкальный фонтан в Подмосковье, открытый в 2004 году возле городского дворца бракосочетаний. Его создатель - известный скульптор Александр Рукавишников. За игру струй воды отвечает специальная компьютерная программа. На огромных лепестках лилии можно насчитать 140 маленьких лягушек - символов города Дмитров. На закате, когда включается подсветка, фонтан особенно завораживает своей красотой. Водные потоки вокруг лилии напоминают языки пламени, a сама скульптура - сказочное растение.
Фонтан у дворца культуры в Сергиевом Посаде
Фонтан открыли в 2014 году в честь 700-летия Сергия Радонежского. Сооружение находится у ДК имени Ю. А. Гагарина. Старый фонтан, который практически не работал, a включался только по праздникам, полностью отреставрировали. Коммуникации заменили, установили светодинамическую подсветку и музыкальную программу, которая меняется в зависимости от времени суток. За два сезона фонтан успел стать любимым местом отдыха у жителей и гостей Сергиева Посада.
Фонтан «Ожидание» в Дмитрове
Еще один дмитровский фонтан, в котором реализована лягушачья тема. В центре композиции - фигуры четырех лягушек, которые ждут своих Иван-Царевичей. Одна из них изображена с заветной стрелой в лапах, a значит, она уже встретила своего принца. У горожан существует поверье, что если поцеловать одну из лягушек и загадать желание, то оно обязательно исполнится. Лягушка считается символом Дмитрова, так как Юрий Долгорукий основал город в низине среди болот, и земноводные постоянно сопровождали жителей своим кваканьем. Недаром с давних времен горожан звали «дмитровские лягушечники».
Фонтан у театра в Мытищах
Городской фонтан расположен в центре театральной площади Мытищ. Основа сооружения - круглая чаша, которая напоминает хрустальную люстру, a рядом с ней находятся два прямоугольных бассейна. Фонтан оснащен современными механическими распылителями и светодинамической подсветкой. Струи воды в бассейнах постоянно двигаются в разных направлениях, создается впечатление, что режимы работы фонтана никогда не повторяются.
«Девочка-грибница» в Клину
История создания этого фонтана растянулась на целое столетие. Скульптуру девочки-грибницы создал русский скульптор Федор Каменский еще в конце 19 века. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже работу мастера наградили Большой серебряной медалью. В Клинский район скульптуру привез местный помещик Чернядев, который установил ее в своем имении в память о дочке, ушедшей в лес за грибами и пропавшей навсегда. Спустя много лет памятник нашли в пруду бывшего имения и установили в центре города. Однако после того, как бронзовую скульптуру попытались украсть, было решено отправить ее для сохранности в краеведческий музей. Девочка-грибница, которая украшает фонтан сегодня - точная копия знаменитой работы Каменского.
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"
Около семнадцати веков прошло с тех пор, как жил и подвизался на земле святитель и Угодник Божий Николай , великий Чудотворец, архиепископ Мирликийский. Его почитает и славит весь христианский род. Промыслу Божию угодно было послать на землю святителя Николая Чудотворца в одно из самых трудных для христианства времен.
И сейчас современные паломники устремляются к месту, где находятся мощи Николая Чудотворца.
Краткая история жизни святителя
Святочь родился около 270 года в граде Патары, в Ликийской области (ныне это территория современной Турции).
Его мать и отец, Нонна и Феофан, происходили из знатного и благочестивого рода и были весьма зажиточны. Но богатство и знатный титул не препятствовали им слыть милосердными к беднякам и усердными к молитве Божией. Долгие годы они молили Творца даровать им сына, «взамен» супруги обещали посвятить его жизнь служению Богу. Мольба их была услышана и Свыше семье был дарован сын, нареченный в Святом Крещении Николаем.
Родители понимали, что их чадо предназначено для особого служения Богу, поэтому особое внимание уделяли его воспитанию, внушали христианские ценности и направляли на путь праведный.
Николай отлично успевал в учебе. Ему были не интересны беседы со сверстниками о мирском, было чуждо все плохое. Он избегал греховных развлечений, был целомудренным и свободное время проводил за чтением Священного Писания, божественных книг, много молился.
Вскоре Николай был посвящен в чтеца, а позже в пресвитера.
Господь сподобил Николая дожить до глубокой старости. На исходе лет он тяжело заболел и мирно отошел ко Христу, в райские обители 6 декабря 342 года. Погребение состоялось в Мирах в соборной церкви.
Храмы, освященные в честь Николая Угодника:
Святые мощи
Через 700 лет по кончине удотворца в Ликии царили разруха и опустошение, это случилось после нашествия сарацин - кочевников, разбойников, бедуинов.
На развалинах храма, где покоились останки святителя, дежурили иноки. В 1087 году одному из Барийских пресвитеров Николай пришел в сонном видении и велел срочно перенести его тело в Бари. Для этого были снаряжено три корабля, а пресвитеры и знатные горожане разместились на них под видом торговцев.
Эта предосторожность была нужна потому, что венецианцы хотели перехватить процессию и привезти святые останки в свой город.
Торговцы плыли через Египет и Палестину, по пути вели торговые дела, дабы не вызвать подозрений. Наконец, они оказались в Ликии. Они вскрыли мраморную белоснежную гробницу.
К удивлению присутствующих, она оказалась доверху наполненной благоуханным миром, а в нем покоилось тело Николая. Баряне не смогли вывезти неподъемную гробницу с собой, поэтому они переложили останки в приготовленный ковчег и направились на Родину.
Мощи Николая Чудотворца в городе Бари, Италия
Через 20 дней, 9 мая 1087 года, они прибыли в Бари. Здесь была отслужена Литургия с множеством духовенства, а мощи определены в церковь св.Евстафия. А через 2 года был освящен во имя Николая Угодника крипт нового храма, туда же были торжественно перенесены останки.
Важно! Нетленное тело и по сей день мироточит, от него совершается множество чудес. С верой помазующимся святитель дарует исцеление от телесных и физических недугов, отгоняет нечистых духов.
В конце XI века святые мощи Николая Чудотворца были перенесены в город Бар.
Как прикладываться к останкам
Существуют негласные правила прикладывания к святым останкам:
- при подходе к раке нельзя спешить, толкаться, толпиться;
- нежелательно иметь при себе сумки, пакеты;
- прикладываться к святыне с накрашенными губами запрещено;
- перед тем, как подойти к святыне, необходимо дважды совершить поясной поклон и перекреститься, а третий поклон совершить после прикладывания;
- нельзя целовать святых в лик.
Икона Николая Чудотворца
Облик святителя
В 1953 году в церкви, в которой расположен склеп, производились реставрационные работы. Один из анатомов получил в Ватикане разрешение на исследование костей, согласно которого было сделано заключение.
Прекрасный городок Бари расположился в регионе под названием Апулия. Эта местность была основана еще в V веке до нашей эры. В городе до сих пор сохранилась архитектура разных веков, что добавляет ему особого колорита. Еще одной особенностью является то, что эти земли видели многочисленных святых. Именно здесь хранятся их мощи, расположены католические соборы, а также строятся православные храмы. В большей степени этим и знаменит город Бари в Италии. Мощи Николая Чудотворца нашли прибежище на этой земле. Как оказалось, святой почитается не только христианами, но и католиками. Николай Чудотворец является покровителем детей-сирот, всех путешественников, заключенных в неволе, избавляет от скоропостижной смерти, а также тяжелых болезней.
История появления мощей святого в Бари
До самой своей кончины Николай Угодник служил епископом в одной из церквей города Миры. Еще при земной жизни этот святой считался целителем и защитником всех беспомощных. После смерти его мощи были размещены в храме. Когда несколько православных людей получили исцеление, храм стал центром паломничества. Но в те времена город подвергался набегам мусульман, это была прямая угроза сохранению целостности мощей. Было принято решение транспортировать останки Николая Угодника в более безопасное место. В Миру отправились барийские купцы, которым удалось вывезти мощи в город Бари (Италия). Мощи Николая Чудотворца прибыли в гавань и оказались на безопасной земле.
в Бари
Уже на следующий день в торжественной обстановке останки были расположены в Начиная с того времени ежегодно происходит празднование дня перенесения мощей. Об этом событии помнят до сих пор. В этот день в городе царит особенная атмосфера. Жители устраивают целое представление. Несколько сотен людей переодеваются и разыгрывают событие многовековой давности.
Многие стремятся попасть в гости к Святителю Николаю в Бари именно в этот день. Праздник невероятно почитаем в Италии, помимо этого, о нем знают в России, Болгарии и Сербии. На сегодняшний день часть мощей находится в Турции, так как при транспортировке барийцы не смогли собрать самые мелкие останки. Также некоторая часть мощей находится в Венеции, они попали туда во время крестового похода. Касательно этого события существует несколько точек зрения.
Спасение или воровство?
Так, например, сами барийцы и представители РПЦ считают, что мощи были действительно спасены, на тот момент это было самое рациональное решение. Но вот имеет совершенно другое мнение. Такой поступок расценивается как воровство. Как оказалось, мощи Николая Чудотворца являются мироточивыми, оказывают невероятное чудотворное действие. Люди, которые взяли на себя перевозку мощей, вскрыли гроб и обнаружили странное явление. Скелет Николая Чудотворца был погружен в неизвестную жидкость, которая к тому же благоухала. Православные люди называют это явление «миром», а вот католики - «манной Святого Николая».
Храм Николая Чудотворца в Бари
Строительство храма было начато еще в 1087 году, именно в этот год были перевезены мощи Св. Николая в Бари (Италия). С этого дня город стал некой крепостью Николая Чудотворца. Люди, проживающие здесь, считали пребывание мощей на земле действительным чудом. Возведение храма было запланировано в самом центре населенного пункта. Уже в короткие сроки над городом красовался купол храма, который стал его самым ярким украшением. По окончании строительства храм стал настоящим центром большинства исторических событий. Именно в этих стенах проповедовал сам Петр Амьенский. Здесь же было сообщено о крестовом походе, проходили церковные сборы, а также принималось решение об объединении Западной и Восточной церквей. Существует догадка о том, что церковь была возведена на месте дворца губернатора, из-за этого убранство храма является достаточно противоречивым.
Архитектура
На сегодняшний день храм немного смещен относительно центра, ведь город активно строился. Обитель расположилась у Адриатического моря. Храм представляет собой красивую постройку из двух помещений - нижней и верхней церкви. В верхнем храме находится гроб Святителя.
Николая в Бари относится к более древним постройкам, об этом говорит убранство обители и настенная роспись. Потолочный свод храма поддерживается 26 величественными колоннами, которые выполнены из натурального мрамора.
Святыни обители
В правом углу храма расположилась особая колонна, изготовлена она из красного мрамора и носит название чудодейственного столба. Есть поверье, что именно эту колонну в храм принес сам Николай Чудотворец. Паломники просто прикладываются к ней с мольбами о помощи и исцелении. Рака разместилась ниже уровня пола и накрыта специальными плитами. Там сделано отверстие для того, чтобы священник мог аккуратно спуститься и собрать мирру. С этой же целью, для удобного сбора, гробница уставлена под наклоном.
Получить доступ к этой святыне можно при условии приезда с группой паломников и получении благословения самого настоятеля храма.
В правом углу обители расположилась так называемая сокровищница. Именно здесь все желающие могут отблагодарить Святителя Николая Чудотворца в Бари и оставить подарки для храма и гробницы. Также в этом углу расположены чудотворные иконы, к которым можно обращаться с любыми просьбами. Одним из самых ценных подарков является икона самого Николая Чудотворца. Именно этот образ был подарен сербским царем Урошем III, которому удалось в этих стенах вернуть свое зрение. В этом же углу можно увидеть и реликвии, привезенные из крестовых походов. Здесь хранятся мощи апостолов Фомы и Якова, а также святейшая святыня - шип из венца Иисуса.
В верхнем храме установлена величественная статуя в честь Святого Николая. Для сохранности изваяние было накрыто стеклянным куполом. Под него прихожане кладут записочки с просьбами. Каждый год 9 мая происходит вынос статуи в город с торжественным шествием. Праздник перенесения мощей считается одним из самых главных в городе. Не только католические службы, но и православные служения проводятся в Бари (Италия). Мощи Николая Чудотворца стремятся увидеть все.
Православная церковь Николая Чудотворца в Бари
Николай Угодник является одним из самых почитаемых святых России. Русское православие совместно с Николаем II предприняло несколько попыток, чтобы восстановить церковь в Мире. К сожалению, все эти попытки оказались неудачными. Исходя из этого, было принято решение создать русский двор на территории Бари (Италия). Мощи Николая Чудотворца благодаря этому стали доступными для русских паломников. Деньги для этого сооружения собирались всей страной. Был установлен специальный сбор, который можно было внести в праздник Святого Николая. Самый большой вклад был сделан царской семьей, благодаря этому было сооружено необходимое здание.
Уже в 1914 году открыли приют для русских паломников. Здание рассчитано на 30 человек, но были времена, когда здесь селилось и больше людей. К сожалению, в 1937 году здание перешло во владения А вот уже в 2009 году постройка была снова передана в собственность России.
Паломничество в Бари к Николаю Чудотворцу
Как утверждают историки, паломничество православных людей в эти места началось еще в XV веке. В XIX веке частыми гостями здесь были представители царской фамилии и другие деятели культуры и политики Российской империи. На протяжении все этих веков люди наблюдали огромное количество чудес, которые действительно были явью. Благодаря этому сюда ежедневно прибывают верующие. Посетить этот храм необходимо хотя бы один раз в в Италии (город Бари) дарит особую милость своим гостям. Много удивительных историй рассказывают паломники со всего мира о чудесных изменениях после посещения этой обители. Одни обрели здоровье, другие нашли любовь. Но главный подарок, который может подарить Святой Николай, - это вера.
В храмах столицы хранятся более двух десятков фрагментов мощей почитаемого святого.
21 мая в Москву привезут частицу мощей святителя Николая. Сообщается, что часть мощей Николая Чудотворца будет доставлена из базилики итальянского города Бари в Россию впервые за 930 лет. Это не означает, однако, что до сих пор в России и Москве не было частиц мощей святителя Николая.
Редакция сайт предлагает неполный список тех московских храмов и монастырей, где хранятся частицы мощей .
С 22 мая по 12 июля мощи святителя Николая будут доступны для поклонения верующих в храме Христа Спасителя. С 13 июля по 28 июля мощи будут находиться в Санкт-Петербурге.
Частицы мощей Николая Чудотворца в храмах Москвы и Московской области
Частица мощей святого хранится в московском Даниловом монастыре в ковчеге из серебра. Ковчег находится в северном, Даниловском приделе храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов. Частица подарена монастырю в 1991 году. Адрес монастыря - Даниловский вал, 22.
Сретенский монастырь (улица Большая Лубянка, 19). Частица была передана монастырю 21 мая 2014 года.
Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Малый Ивановский пер., 2А, стр. 1).
Новодевичий женский монастырь (Новодевичий проезд, 1, стр. 2). Икона свт. Николая с частицей мощей находится в Успенском соборе обители.
Николо-Перервинский монастырь (ул. Шоссейная, 82). Частицу мощей свт. Николая, привезенную из Иерусалима, передали в дар обители 17 февраля 2014 года благотворители монастыря.
Богоявленский кафедральный собор в Елохове
(ул. Спартаковская, 15). У северной стены храма, под Распятием XIX в., находится металлическая рака с частицей Древа Животворящего Креста Господня, десницей ап. Андрея Первозванного, главой свт. Иоанна Златоуста, частицами мощей свт. Николая Чудотворца и свт. Петра, митрополита Московского.
Храм Воскресения Христова в Сокольниках (Сокольническая пл., 6). Здесь хранится икона свт. Николая Чудотворца с частицами мощей самого святого, а также нескольких десятков других святых - Иоанна Рыльского, Марии Египетской, Пимена Великого, вмц. Екатерины, апостолов Матфея, Марка и Луки, свт. Спиридона Тримифунтского и др. и частицы пелены с Гроба Господня.
Храм Всех Святых на Кулишках - подворье Александрийского патриархата в Москве (Славянская площадь, д. 2). Мощевик с частицей мощей св. Николая, а также большой мощевик с частицами других святых привез в столицу настоятель храма, представитель патриарха Александрийского при патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий (Киккотис). Каждое воскресенье по окончании Божественной литургии эти ковчеги со святыми мощами перед началом водосвятного молебна выносятся для всеобщего поклонения.
Храм святителя Николая в Котельниках - представительство Православной церкви Чешских земель и Словакии (1-й Котельнический переулок, 8, стр. 1). Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, была подарена храму архиепископом Михаловско-Кошицким Георгием.
Фото: Храм святителя Николая в Котельниках Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе - подворье Оптиной пустыни (Новоясеневский пр-т, 42).
Храм свт. Николая в Толмачах - домовый храм-музей при Государственной Третьяковской галерее (Малый Толмачевский переулок, 9).
Храм святителя Николая в Старом Ваганькове (Староваганьковский переулок, 14). Здесь хранятся чтимый образ святителя Николая и частица его мощей.
Храм вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках
(Лубянский проезд, 9, стр. 2). Частица мощей появилась в храме в марте 2011 года. Ее поместили в специально изготовленный мощевик и вставили в большую ростовую икону свт. Николая.
Храм свт. Николая Мирликийского в Голутвине
(1-й Голутвинский пер., 14). В храме хранится икона св. Николая с частицей его мощей.
Храм святителя Николая в Покровском (ул. Бакунинская, 100). В церкви хранится ковчег с частицами мощей Николая Чудотворца, а также Ризы Господней, Животворящего Креста, камня Гроба Господня и частицами мощей многих святых: Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, апостолов Андрея Первозванного и Варнавы, святителя Иоанна Златоуста, великомученика и целителя Пантелеимона, вмч. Георгия Победоносца, вмц. Варвары и др.
Храм свт. Николая в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 2). Частицу мощей святителя Николая, привезенную из города Бари, в декабре 2010 года передал на хранение в этот столичный храм Святейший патриарх Кирилл.
Храм свт. Николая на Трех Горах (Нововаганьковский пер., 9). Здесь хранятся реликварий с частицей мощей святого, который выносят из алтаря по воскресным и праздничным дням, а также икона Николая Чудотворца с частицей его мощей, находящаяся в Никольском приделе.
Храм свв. апп. Петра и Павла в Лефортове
(ул. Солдатская, 4). Ковчег с мощами находится в главном приделе справа у амвона. В нем хранится частица мощей свт. Николая, а также частица Животворящаго Креста Господня, мощи прп. Исаакия, прп. Алипия иконописца, Печерского, ап. Фомы, мч. Иоанна Воина, вмч. Георгия, мч. Никиты, прп. Сергия Радонежского, вмч. Меркурия, вмч. Арефы, сщмч. Василия Амасийского, прп. Нила, блгв. князя Михаила Тверского.
Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле (ул. Радио, 2). Здесь находится крест-мощевик с частицами мощей свт. Николая, прп. Сергия Радонежского, свт. Андрея Критского, частицей Гроба Господня, гроба Божией Матери и Животворящего Креста Господня.
Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище (ул. Рябиновая, 18). В храме хранится икона свт. Николая с частицей его мощей.
Храм Архангела Михаила в Тропареве с крестильным храмом Всемилостивого Спаса (просп. Вернадского, 90).
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино
(Большая Косинская улица, 29, стр. 3). Здесь хранится чтимая икона свт. Николая с частицей его мощей.
Храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове
(улица Байкальская, 37А). Частица хранится в мощевике, в котором собраны мощи около ста святых. Ковчег расположен с левой стороны солеи.
Домовый храм Русского культурно-просветительского фонда святого Василия Великого и компании «Вашъ Финансовый Попечитель» (ул. Б. Ваганьковская, 3). В 2010 году крупная частица была отделена от мощей и находилась в базилике Святителя Николая в Бари, а в 2012 г. передана благотворительному фонду. Этот храм посвящен Рождеству святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца.
Мужской монастырь Давидова Пустынь (Чеховский район Московской области, пос. Новый Быт).
Николо-Угрешский монастырь
(Московская область, город Дзержинский, площадь Святителя Николая, 1). В обители хранятся икона и складень с частицами мощей святителя Николая, которые передал в дар монастырю государственный объединенный музей-заповедник Коломенское-Люблино-Лефортово.
Частицы мощей святителя Николая в епархиях Русской церкви
Ковчеги и иконы с частицами мощей св. Николая Чудотворца хранятся во многих храмах и монастырях России. Подобные святыни находятся, например, в Иоанновском женском монастыре в Санкт-Петербурге, в Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге, в целом ряде приходских храмов.
В последние годы в Россию неоднократно привозили частицы мощей святителя Николая - как происходящие из православных храмов братских Поместных церквей, так и принадлежащие католическим монастырям и приходам, а также частным лицам.
Так, 19 мая 2012 года в храм во имя апостола Иоанна Богослова под Вязом (домовый храм Российского православного университета) привезли древний тосканский реликварий с частицей мощей святого Николая Угодника. Акцию приурочили к празднованию 925-летия перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари.
Фото: Francesco9062 (CC by-sa 3.0) Реликварий со святыней постоянно хранится в частной коллекции и был предоставлен храму для поклонения во временное пользование. Фрагмент мощей взят из левой большой берцовой кости от мощей святителя Николая, хранящихся в Венеции. Перед тем, как святыня была привезена в Москву, аутентичность реликвария подтвердили в воронежском центре экспертиз.
Чуть ранее, в марте 2012 года ковчег с частицей мощей святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, привозили в Тульскую епархию.
В мае 2013 года ковчег с частицей мощей свт. Николая Чудотворца был доставлен из Москвы в Покровский кафедральный собор г. Красноярска. Эта частица мощей была передана Благотворительному фонду свт. Николая Чудотворца францисканскими монахами, служащими при базилике святителя Николая Чудотворца в г. Бари. Фонд организовал провоз мощей по восточным епархиям Русской церкви. Мощи провезли по Оби и Енисею, они посетили многие города Сибири, от Омска до Салехарда, прошли всю Камчатку от Командорских островов до южного побережья Камчатки.
Мощи прошли по Амуру, Благовещенскому, Хабаровскому краю, Еврейской Автономной республике, по Барнаульской епархии, а также по всему Северному Ледовитому океану от Мурманска до Сахалина. За несколько лет пребывания святыни в России ей поклонились более миллиона верующих.
1 декабря 2014 года частицу мощей свт. Николая привезли в Таиланд. Ковчег со святыней был доставлен в бангкокский аэропорт Суваннапхум рейсом «Аэрофлота» из Москвы. В тот же день ковчег со святыней перевезли в храм Всех Святых в Паттайе. С 1 по 25 декабря святыню провезли по всем православным храмам Таиланда, а затем перед ней состоялся чин закладки нового храма во имя святителя Николая Чудотворца в столице Таиланда Бангкоке.
В ноябре 2016 еще один ковчег с мощами свт. Николая посетил Белгород.
В феврале 2017 года реликварий с частицей мощей святого находился в храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках.
Мощи святителя Николая. Краткая история
Мощи Николая Чудотворца были перенесены из Мир Ликийских в Бари в 1087 г. В настоящий момент основная часть мощей святого находится в этом итальянском городе. Гробница не открывалась вплоть до пятидесятых годов XX века. Вскрытие захоронения в Бари производилось только один раз, в 1953-1957 годах. Небольшие фрагменты мощей разошлись по многим крупным городам Европы, таким как Берлин, Париж, Рим, Венеция.
В Венеции, в храме св. Николая на острове Лидо находится примерно пятая часть мощей святителя. Мощи Николая Чудотворца хранятся в Венеции c 1099 года. «Венецианская часть» мощей святителя - это та часть, которую не успели в спешке забрать барийцы во время взятия основной части мощей из Мир Ликийских в 1087 году.
Православная церковь отмечает перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари 22 мая (9 мая ст. ст.).
Принесение из Италии в Россию частицы мощей святителя Николая Чудотворца вновь всколыхнуло разговоры, касающиеся почитания мощей и, в частности, правомерности их дробления. Мы собрали некоторые наиболее часто задаваемые вопросы наших читателей и переадресовали их протоиерею Владиславу Цыпину — профессору, доктору церковной истории, преподавателю канонического права Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии.
— Отец Владислав, если почитание святых мощей обычно не вызывает вопросов в православной среде, то практика их дробления кому-то может показаться странной. Не противоречит ли она догматике?
— Ничуть не противоречит. В Древней Церкви, в эпоху гонений, сложился обычай совершать Евхаристию на мощах мучеников. Колоссальное умножение числа храмов после Миланского эдикта святого Императора Константина при сохранении этой традиции повлекло за собой раздробление мощей — с тем, чтобы в каждом храме на мощах совершалась Литургия, а с другой стороны, употребление в этом качестве мощей не только мучеников, но и других святых. Отсюда пошли антиминсы, которые также, имея подпись епископов, служат своего рода «документом», подтверждающим, что пресвитер совершает Литургию не самовольно, но по воле епископа. Кстати, поэтому канонически епископ может, если это необходимо, совершить Евхаристию и без антиминса.
— Важен ли размер частицы мощей, к которой ты прикладываешься?
— Размер мощей сам по себе не важен, но восприятие верующим психологически может быть разным, когда перед ним целые мощи или лишь частица их. Бог действует Ему Одному ведомым образом, это Его действие именуется благодатью. Мощи, согласно оросу VII Вселенского Собора, почитаются наравне с иконами, и действие благодати чрез них, очевидно, подобно тому, как она действует чрез иконы. При обращении к мощам святых важнее всего вера в действие благодати чрез них, вера в святость чтимого угодника, т.е. вера осознанная.
— Почему многие святые категорически настаивали, даже приказывали своим ученикам бросить свои тела после смерти на растерзание зверям, оставить в лесу и т.д.? Почему хотели, чтобы места их захоронения оставались неизвестными людям?
— Святые, просившие выбросить их останки на съедение зверям, делали это из великого смирения, считая себя худшими из людей. Мы наблюдаем, казалось бы, «обычный» христианский парадокс: самые лучшие из нас, христиан, обращают внимание не на свои заслуги, а на свои грехи. Это — те самые, «которых не был достоин весь мир», по словам апостола Павла.
— Тогда почему христиане в большинстве случаев не выполняли этого наказа?
— Во-первых, по отношению к ним исполняли обычный долг погребения усопших ближних — это естественно даже с мирской, не церковной точки зрения. Во-вторых, чуть ли не в большинстве случаев ученики и последователи святых оставляли их мощи для прославления Бога за дарование им такого человека и для примера следования ко Христу для будущих поколений.
— В житии святого Димитрия Солунского говорится о том, что он был против разделения своих мощей. Один раз такой запрет получил иллирийский вельможа Леонтий, который хотел взять часть мощей святого, чтобы построить ему храм на родине. В другой раз посланцы Императора Юстиниана, хотевшего заполучить часть мощей святого Димитрия «на украшение и освящение» новопостроенного храма Святой Софии, были остановлены столбом пламени, из которого послышался голос: «Стойте и не осмеливайтесь». Как можно расценить этот случай?— В житиях святых присутствуют самые разные эпизоды, и поучительными для нас, христиан, они могут быть не всегда и не во всех обстоятельствах. Могут быть там и удивительные вещи, которые, может быть, и должны служить примером, но только тогда, когда мы трезво вникаем в контекст событий и духовного состояния людей, оказавшихся в определенной ситуации. И поэтому то, что мы знаем из жития какого-то святого, не может становиться правилом, обязательным к повсеместному применению. Говоря более определенно о нежелании святого великомученика Димитрия, чтобы его мощи продолжали отделять и дальше, нужно иметь в виду, что, вполне возможно, это отделение стало злоупотреблением, угрозой уничтожения мощей. Это стало и духовной опасностью, вероятно, для самих христиан, избавление от которой с благодарностью и вспоминается в акафисте святому.
Но это не значит, что мы из этого эпизода должны делать какой-то универсальный вывод на все случаи жизни: мол, отделение частиц от святых мощей полностью запрещено. В любом случае, традиция отделять частицы от мощей существует, и она признана Церковью.
— Говорится ли в канонах Православной Церкви что-либо о частицах мощей?
— Да, в 94-м правиле Карфагенского собора, относящемся к самочинно возведенным храмам, местным епископам предписывается разрушать их, если при них «не оказывается положенным никакого тела или части мощей мученических». Отсюда видно, что «части мощей мученических» приравниваются по значению к телам мучеников, а кроме того, никто в почитании частиц мощей наравне с целыми мощами никогда не сомневался.
— Как появилась практика раздробления мощей?
— Возможно, начало этой традиции положило то обстоятельство, что мощи святых бывали разделенными уже по своему первоначальному состоянию: святых казнили, их останки сжигали — оставались только кости. В конце концов, возникла просто потребность в мощах святых для антиминсов, что сделало эту практику уже абсолютно неизбежной, потому что невозможно иметь для каждого из сотен тысяч храмов целые мощи.
Многие мощи, как например, великого святого Саввы Сербского, были уничтожены, какие-то исчезли, были украдены — особенно после IV Крестового похода, османских завоеваний и т.д. Но почитание святого не может прекратиться из-за исчезновения его мощей. На мой взгляд, уничтожение святынь, их исчезновение должны восприниматься христианами как следствие нас, христиан, недостойного поведения.
Тут надо иметь в виду еще вот какое обстоятельство: зачастую мы видим лишь внешнюю сторону того, что происходит в Церкви и мире, но промыслительный смысл происходящих событий нам далеко не всегда открыт. И мы поступаем, может быть, очень самоуверенно, когда столь легко пытаемся найти глубинные, основные смыслы того, что происходит.
— Вы говорите о разумном, христианском подходе к деяниям святых: не в каждой ситуации определенная реакция святого, о которой мы знаем из его жития (или тем более легенды о нем), должна быть правилом для повсеместного употребления.
— Совершенно верно. Из отдельного частного случая нельзя выводить некое общее обязательное правило. Чтобы быть универсально обязующим, некое действие должно быть узаконено Церковью. Мы не имеем никакого права, ссылаясь на некие эпизоды из жизни святых, вводить их реакцию на что-то в обязательное употребление, не учитывая всех обстоятельств, которыми была вызвана определенная реакция святого (подчеркну!) человека. Мы не имеем никакого права, скажем, ссылаясь на житийный эпизод о пощечине, которую святитель Николай дал еретику Арию на I Вселенском Соборе, отвешивать оплеухи всем, кто с нами не согласен, — единоверцам ли или иноверцам. Делать это нормой, согласитесь, было бы странным. Сколько было случаев, когда та же пощечина наносилась, казалось бы, из «благовидной ревности», но это были откровенно дурные поступки, никак не говорившие о святости «заушителей»!
Я подчеркиваю необходимость постоянного трезвого, христианского восприятия — это касается и почитания мощей святых, и в целом понимания всей нашей жизни.
— В чем разница между христианским и языческим поклонением мощам?
— Языческие верования самые разные. Ничего подобного почитанию останков не было, например, у римлян. В древнем Египте искусственно изготавливали мумии, как-то сопрягая этот обряд со своеобразной верой в бессмертие.
Что же касается разницы между христианским и языческим поклонением, то нужно, наверное, иметь в виду то же правило, которое действует и в отношении почитания святых икон: мы поклоняемся первообразу, т.е. прославляем Бога Творца, дающего Своему созданию свободу и силы следовать за Ним. Также прославляем подвиг тех людей, которые воспользовались этой свободой в полной мере, просим их поучаствовать в нашей молитве о даровании нам сил идти ко Христу, быть настоящими христианами.
— Как я понимаю, ваши слова об осознанном христианском поклонении мощам святых относятся и к святителю Николаю, часть мощей которого сегодня находится в России?
— Совершенно верно. К самому любимому и почитаемому на Руси святому нужно обращаться по-христиански, не так ли?